Артем Явтушенко (30 лет) вместе с друзьями Денисом Ковальчуком и Алексеем Гусевым привносит свет в чужой бизнес и личную жизнь. Их предприятие Aledo проектирует и монтирует светодиодное освещение для магазинов, шоу–румов, офисов и квартир. Ожидаемый оборот Aledo в 2017 году — 300 млн рублей.
Группа компаний Aledo поставляет и производит светотехнику, проектирует и монтирует освещение для коммерческих объектов и жилой недвижимости. Среди клиентов — "Азбука вкуса", "Формула кино", "Эталон ЛенСпецСМУ", "О’Кей", Spar. Оборот группы Aledo, в которую входит пять юрлиц, в 2016 году составил 170 млн рублей, за 2017–й компания уже выручила 220 млн рублей, а к концу года, по расчетам владельцев, оборот достигнет 300 млн. На Петербург приходится 30% всех продаж, еще 50% — на Москву и 20% — на регионы.
"Мы хотели сделать Apple Store"
Бизнес–идею Артему подал отец — он поставляет для предприятий микросхемы и другие электрокомпоненты, в том числе светодиоды. Отец предложил сыну продавать светодиоды в розницу. Тогда молодому человеку было 22 года. "Эту идею мы преобразовали и стали заниматься светом как услугой", — говорит Артем. В партнеры для первого бизнеса он выбрал друзей: одноклассник Денис Ковальчук стал коммерческим директором, а однокурсник Алексей Гусев — исполнительным.
До этого друзья вместе 1,5 года проработали электриками. "Этот опыт очень пригодился, когда мы ремонтировали и заполняли светотехникой наш шоу–рум", — вспоминает Артем. Оборудование для закупок предприниматели находили, посещая выставки в Гонконге, Гуанчжоу и Франкфурте.
Стартовый капитал составил 10 млн рублей. Деньги выделил отец Артема, вложения ему уже вернулись. Сейчас Aledo кредитуется в банках. Средства пошли на ремонт помещения, которое для шоу–рума предоставил отец Артема, закупку светотехники, рекламу, сайт. Ремонт продолжался целый год.
"Мы хотели сделать Apple Store, только для света, — объясняет Артем. — Продавать свет и особенно диоды без демонстрации эффектов невозможно". Тут важно и управление освещением, и характеристики светильников.
Компания вышла на рынок в 2011 году: многие тогда еще не осознавали преимуществ светодиодного освещения.
"Отец помог инвестициями, но за советами я обращался не только к нему", — объясняет Артем. По бизнес–вопросам молодой бизнесмен также консультировался у дяди — он крупный предприниматель, торгует рыбой и морепродуктами.
Новый поворот
Изначально молодые предприниматели ожидали увидеть своими клиентами архитекторов, дизайнеров и других потребителей того же рода — ищущих творческие решения для помещений премиум–класса. Но в 2014 году концепция изменилась. В компании произошел ребрендинг, поменялись сайт, стиль, название (было Kaledosсop, стало Aledo) и целевая аудитория. Фирма стала ориентироваться на масс–маркет и сегмент выше среднего.
В месяц на интернет–маркетинг компания тратит 500 тыс. рублей. Этот канал приносит больше всего клиентов. Через него, например, пришел такой крупный заказчик, как сеть магазинов "Кашемир и шелк". Многие клиенты приходят благодаря сарафанному радио: так у Aledo появился контракт с "Формулой кино". И, конечно, помогают в поиске заказчиков личные связи.
Самый большой бюджет на освещение одного объекта коммерческой недвижимости составил 28 млн рублей — это фасадное освещение офисного здания крупной компании и прилегающей территории, проект на 2 года. Бюджет самого маленького заказа — 20 тыс. рублей. Это продажа оборудования частному клиенту.
На проектную работу приходится около 46% заказов, остальные 54% — продажа уже готовой продукции. Ее Aledo привозит из Азии и Европы, а часть (например, встраиваемые и трековые светильники, а также светодиодные ленты) производит на Тайване и в России под собственным брендом.
Средний чек составляет 96 тыс. рублей. На выполнение одного заказа уходит от 2 недель до 3 месяцев, в зависимости от сложности объекта. В штате компании 50 человек, среди них много технарей.
Aledo работает сразу на нескольких рынках. Около 40% заказов компании приходится на освещение объектов розничной торговли.
Весь российский рынок освещения для ретейлеров оценивается в 2–3 млрд рублей в год. В планах Aledo — выйти на рынок Казахстана. "Он быстрорастущий и более свободный", — поясняет Артем.
По словам генерального директора Bright Buro Константина Цепелева, на российском рынке больше 2 тыс. игроков, в том числе несколько сотен крупных компаний. "Монополиста нет: рынок очень сегментирован, — уточняет эксперт. — Aledo — известный на рынке бренд. Несмотря на то что они, в общем–то, мои конкуренты, у меня положительное мнение о компании: в команде сильные управленцы со свежим взглядом на рынок. Это хорошее объяснение их бурному росту".