Статус столицы сетевой торговли у Петербурга постепенно отбирают регионы. Город удерживает первенство только по общему числу гипермаркетов — их 100, но по количеству гипермаркетов на душу населения на первом месте теперь Омск.
Петербург больше нельзя назвать российской столицей торговли, следует из данных 2ГИС. По подсчетам компании, Петербург уступает крупным российским городам и по общему количеству магазинов, и по их числу на душу населения. Первенство он сохраняет только по числу гипермаркетов, и по доле сетевой торговли.
По данным 2ГИС на сентябрь 2017 года, по количеству супермаркетов на 100 тыс. жителей Петербург занимает четвертое место среди 15 городов-миллионников с показателем 42 супермаркета. Его опережают Пермь, где на 100 тыс. жителей приходится 45 супермаркетов, Уфа — 44 супермаркета и Екатеринбург — 43. По абсолютному числу магазинов Петербург уступает Москве. В столице работают 4230 супермаркетов (в Петербурге 2230) и 3309 продовольственных магазинов с торговлей через прилавок (в Петербурге 3215 таких магазинов).
Подтвердили данные 2ГИС и давний тезис о том, что сетевые форматы практически вытеснили с рынка одиночные магазины, которые обычно открывает малый бизнес. По количеству продовольственных магазинов на 100 тыс. жителей Петербург занимает вообще 12 место среди 15 городов-миллионников. На 100 тыс. жителей в городе приходится только 61 продовольственный магазин. Первое место занимает Красноярск, где на 100 тыс. жителей приходится 140 продовольственных магазинов.
Уровень обеспеченности магазинами в городах-миллионниках
Источник: данные "2ГИС"
Безусловное первое место у Петербурга только по количеству гипермаркетов — оно по-прежнему наиболее высокое из всех городов России. В городе работают 100 гипермаркетов, тогда как даже в Москве только 73. Правда, в пересчете на душу населения Петербург будет пятым. Первое место занимает Омск, в котором на 100 тыс. жителей приходится три гипермаркета, тогда как в Петербурге — только два.
Доля сетей все еще высока
Сравнивать регионы только по количеству магазинов недостаточно, для корректной картины рынка необходимо учитывать и торговую площадь магазинов, и денежный поток, который проходит через них, говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.
Например, по данным "Ромира", россияне в среднем тратили в сентябре при походе в магазин 524 рубля, в столице в тот же период средний чек составлял 684 рублей, в Петербурге — 677 рублей. При этом из всех округов России размер среднего чека в СЗФО самый высокий и составляет 636 рублей, опережая даже размер чека в Центральном округе (614 рублей).
Петербург как колыбель торговли давно носит статус столицы сетевой торговли — доля торговых сетей от общего объема розничной торговли продуктами питания здесь по итогам 2016 года достигает рекордных 87,82%, по данным УФАС Петербурга. "Три четверти петербургского рынка занимают 10 крупнейших сетей, а в России на них приходится только 10%", — говорит Иван Федяков. По его словам, уровень проникновения сетевой торговли в Петербурге наиболее высокий, даже в Москве этот показатель не превышает 50%. Маловероятно, чтобы это соотношение изменилось в ближайшей перспективе, считает эксперт.
С ним соглашаются в торговой сети "Лента". "Петербург был, остается и еще долго будет самым конкурентным рынком продовольственной торговли в России. По данным Росстата, уровень проникновения современных форматов торговли в Петербурге превышает 80%, только в 12 российских городах этот показателей превышает 50%, и Москва не входит в их число", — комментирует пресс-служба "Ленты". Компания продолжит точечно открывать гипермаркеты в Петербурге, но в целом фокус сместит на формат супермаркетов, которыми "Лента" будем покрывать не охваченные гипермаркетами места. В первую очередь "Лента" рассматривает города с населением от 100 тыс. человек, которые находятся в зоне обслуживания семи распределительных центров компании. В этом году ретейлер планирует открыть около 30 гипермаркетов и около 50 супермаркетов по всей России и практически удвоить свое присутствие в Москве.
В компании X5 (сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") тоже считают, что конкуренция в Петербурге не снижается. Основные векторы развития компании в этом году – Урал, Сибирь, Юг, Поволжье при сохранении и увеличении уровня присутствия в традиционных центральных и северо-западных регионах, сообщил представитель пресс-службы X5.
Тем не менее в целом ряде регионов в этом году ФАС пыталась ограничить развитие некоторых игроков. Так, этой осенью Управление ФАС по Башкирии запретило АО "Тандер" (розничная сеть "Магнит") приобретать или арендовать дополнительные торговые площади на территории ряда районов республики. По данным ведомства, доля ретейлера на местном продовольственном рынке превысила 25%.
Ренессанс булочных
Информативны данные 2ГИС по соотношению форматов, например, рост количества магазинов с торговлей через прилавок, отмечает Иван Федяков. По данным 2ГИС, с 2014 по 2016 год росло количество традиционных продовольственных магазинов. Иван Федяков связывает это с развитием формата пекарен и кондитерских: "В последние годы на петербургском рынке настоящий ренессанс булочных. Формат, широко распространенный в советское время и почти полностью вытесненный универсальными магазинами, сейчас бурно развивается".
Динамика количества магазинов в Петербурге
Источник: данные "2ГИС"
"Возможно, в перспективе десяти лет российские регионы будут настолько охвачены торговлей, что по количеству торговой площади на душу населения продовольственных магазинов там будет больше, чем в Петербурге, — говорит Иван Федяков, — однако Петербург был и остается родиной торговых сетей федерального масштаба: "Пятерочка", "Лента", "О'Кей" и даже "Дикси", и уж этот статус у Петербурга никто отнять не сможет".