В России, как показала последняя статистика, в год стали выпивать 59 л пива на человека, тогда как в Чехии — 142,4 л. В этом году по потреблению пива в России ударило холодное лето и невозможность покупать напиток в пластиковой таре объемом более 1,5 л.
За 10 месяцев 2017 года российский рынок пива сократился на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По итогам года снижение может составить 5%, прогнозирует Союз российских пивоваров, не раскрывая абсолютные цифры. Со ссылкой на данные единой межведомственной информационно-статистической системы, в СРП говорят о сокращении продаж пива в январе-сентябре 2017 года на 14% по сравнению с 9 месяцами 2016 года.
Основными причинами падения Союз пивоваров называет избыточное законодательное регулирование отрасли. В этом году ситуацию усугубил запрет выпуска пива в пластикой упаковке объемом свыше 1,5 л. Запрет вступил в силу в январе 2017 года для производителей и в июле 2017 года — для продавцов.
Читайте также:
Пиво
Закройте кран: в России все больше нелегального пива
Свою роль сыграло и холодное лето. Из-за неблагоприятной погоды выпуск пива по итогам января-октября 2017 года сократился на 1,7%, подсчитали пивовары.
Таким образом, ожидания государства по объему акцизных сборов тоже не оправдались. Так, по данным Федерального казначейства, акцизные поступления от оборота пива, произведенного в России, в январе-августе составили 100,2 млрд рублей, что на 1,6% меньше аналогичного показателя предыдущего года. При этом ставка акциза на пивоваренную продукцию выросла в 2017 году на 1 рубль или 5%, и достигла 21 рубля за 1 л продукции.
Россия теряет потребителей пива
Рынок пива в нашей стране в 2008 году сократился более чем на 35%, оценивали ранее в Heineken. Однако в прошлом году падение замедлилось. По данным участников рынка пива, если в 2014 году рынок по сравнению с предыдущим годом сократился примерно на 7%, в 2015 году — на 10%, то в прошлом году — не более чем на 2%. Euromonitor оценивает объем рынка пива в стране в 2016 году на уровне 7,7 млрд л, что на 2,8% меньше, чем годом ранее.
Из-за негативной динамики Россия сместилась с 26-го места по объему потребления пива на душу населения в 2010 году на 35-е место в 2015 году, следует из данных ежегодного исследования Global Beer Consumption by Country, которое проводит Kirin Institute of Food and Lifestyle (входит в состав японского производителя пива). По его данным, в 2016 году объем потребления пива в России составил 59 л на душу населения в год. Для сравнения, лидер рейтинга стран — Чехия, где уровень потребления пива составил в 2015 году 142,4 л на душу населения и продолжает расти.
Потребление пива на душу населения
Источник: данные Kirin Institute of Food and Lifestyle
Рост без градусов
Перспективным направлением представители отрасли считают сегмент безалкогольного пива. По оценкам основных участников рынка, рост объемов продаж безалкогольного пива по итогам 9 месяцев 2017 года составил 5,6%. Однако этот сегмент остается крайне небольшим — в III квартале 2017 года на его долю пришлось 1,6% от общего рынка пива.
"В Германии эта ниша уже сегодня занимает 5% от общего объема, а в Испании – 13%, в России мы видим потенциал для роста", — говорит Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО "САН ИнБев". Он указывает на то, что современный потребитель активно следит за своим здоровьем, при этом хочет получать удовольствие от вкуса.
Активно расширяется и ассортимент сортов безалкогольного пива, отмечает Алексей Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа, пивоваренной компании "Балтика", часть Carlsberg Group: если в 2001 году на рынке был один безалкогольный бренд, то в 2017 году их 73, причем 33 — российских. По итогам 2016 года рынок безалкогольного пива оценивается примерно в 9 млрд рублей, говорит он со ссылкой на данные розничного аудита исследовательской компании Nielsen.
"Рынок безалкогольного пива для нас самый перспективный. В 2016 году общий объем его продаж в России вырос на 12,4%, при том что продажи обычного пива уменьшились", — говорит Кирилл Болматов, директор по корпоративным вопросам Heineken, со ссылкой на данные Nielsen. По его словам, росту потребления безалкогольного пива способствует активная реклама, которая идет на телевидении в последние 2-3 года. Поэтому для компании важно, чтобы возможность рекламировать этот продукт сохранялась.