Ряды девелоперов Петербурга за 2 года пополнили 17 новых игроков, в том числе строители из Москвы. Они заявили проекты на 2,2 млн м2 в расчете на покупателей из регионов.
За 2 года на петербургский рынок вышло 17 новых компаний с общим портфелем проектов почти на 2,2 млн м2 недвижимости. Среди новичков — московские девелоперы, которым становится тесно в столице. Их выбор в пользу Петербурга объясняется высокой активностью местного рынка.
В этом году продажи жилья в петербургской агломерации почти на 0,3% ниже показателей прошлого года. Но строят его больше прежнего. Рассчитывая, судя по всему, на позитивную динамику. А ее в значительной степени обеспечивают городу покупатели из регионов, которые предпочитают Петербург столице, поскольку жизнь здесь дешевле, чем в Москве. Доля региональных покупателей у многих девелоперов в этом году выросла до 40%. И в следующем, по прогнозу, прибавит еще 2–3%.
Новые имена
Выходя на рынок Петербурга, новые игроки не откладывают дело в долгий ящик. Из анонсированных новыми игроками 2,2 млн м2 недвижимости 0,8 млн м2 уже строится, подсчитали эксперты компании "Решение" (см. схему). За последний год в городе появилось восемь новых девелоперов, которые приобрели землю под 1,05 млн м2 жилья.
В числе новичков оказались четыре компании из Москвы. В том числе ГК "ПИК" (сформировала земельный банк под строительство 185 тыс. м2 жилья) и ФСК "Лидер" (портфель под 160 тыс. м2). Свое решение выйти на рынок Петербурга сами москвичи объяснили его перспективами. "Он стабильно растет. И выход сюда для нас — продуманная стратегия", — говорит директор по стратегическому развитию ФСК "Лидер" Павел Брызгалов. "Петербург конкурентный, но восприимчивый ко всему новому. Наша цель — до конца 2018 года сформировать здесь портфель проектов на 1–1,5 млн "квадратов". А в более далекой перспективе доля Петербурга в общей выручке компании составит минимум 10%", — прогнозирует вице–президент ГК "ПИК" по региональному развитию Александр Лефель.
Не намерены сидеть и бояться
"Да, мы видим, что столичные девелоперы активизировались. Это понятно. Они видят потенциал для роста своего бизнеса в Петербурге. Но мы поступаем так же — идем в Москву. Программа развития нашей компании уже предполагает реализацию проектов в двух столичных регионах в пропорции 50 на 50", — говорит коммерческий директор группы "Эталон" Андрей Останин. "Новые игроки в Петербурге столкнутся с сильной конкуренцией. Здесь уже давно работают крупные девелоперы с именем, и наиболее выгодные пятна под застройку находятся в их собственности", — добавляет управляющий директор "Группы ЛСР" Юрий Ильин. "Москвичам наш рынок кажется менее конкурентным, чем свой собственный. Но покупатели предпочитают объекты петербургских застройщиков. Видимо, помнят скандалы, где фигурировали московские компании (СУ–155 и ГК "Город". — Ред.)", — добавляет гендиректор "Унисто Петростали" Арсений Васильев.
"Никто из местных строителей не намерен сидеть и бояться. Нам приятно видеть успехи столичных коллег. Но им стоит помнить, что петербургский рынок более рациональный. Здесь застройщики конкурируют реальными параметрами своих объектов, а не эмоциональными образами, что довольно широко практикуется в Москве", — добавляет начальник отдела продаж ЗАО "БФА–Девелопмент" Светлана Денисова.
Борьба двух столиц
Москва и Петербург традиционно ведут борьбу за покупателей жилья. И в последнее время Петербург в этой борьбе значительно преуспел.
В прошлом году, по данным Росреестра, Северная столица впервые перегнала Москву по числу зарегистрированных договоров долевого участия: 36,9 тыс. против 35,6 тыс. При этом, по данным "Петербургской недвижимости", в 2016 году в Петербурге было продано 2,66 млн м2 жилья (а с учетом ближайших районов Ленобласти — 4,14 млн м2), что оказалось на 15 и 9,5% соответственно выше показателя предыдущего года. А в Москве за тот же период, по данным столичных чиновников, было продано 3,5 млн м2 жилья (спад — 12%).
Но в этом году московский рынок оживился. По данным Росреестра, число зарегистрированных ДДУ в столице с начала года выросло на 48% (статистика ДДУ по Московской области не изменилась — см. схему). Но и Петербург не отстает. Число ДДУ в самом городе с начала года выросло на 7,3% (правда, в Ленобласти за тот же период был зафиксирован спад на 11,2%, так что совокупно число ДДУ в агломерации сократилось на 0,3%).
"За 9 месяцев 2017 года на первичном рынке петербургской агломерации уже продано 2,85 млн м2 жилья. И по итогам года продажи достигнут 4,2 млн м2. И хотя рекорд 2014 года, когда было продано 5 млн м2 жилья, мы на этот раз вряд ли повторим, год будет динамичный", — отмечает руководитель отдела проектного консалтинга КЦ "Петербургская недвижимость" Евгения Литвинова.
Зачем идти на север
Кроме серьезного спроса на жилье, в Петербурге есть и другие плюсы, которые манят столичных строителей.
"Их привлекает динамика цен в Петербурге. Стоимость жилья от котлована до момента получения права собственности может вырасти на 25 –100%. Московский рынок уже на протяжении нескольких лет не показывает такой динамики. Да и конкуренция на петербургском рынке все–таки гораздо ниже при сопоставимом спросе", — говорит исполнительный директор ГК "С.Э.Р." Павел Бережной.
"Средние цены на жилье в Петербурге на 30% ниже, чем в Москве, но девелоперов привлекает их стабильный рост в пределах инфляции на протяжении последних 5 лет. В этом году они также прибавят 5–7%. В Москве рост будет меньше", — говорит исполнительный директор СК "Ойкумена" Роман Мирошников.
"Кроме того, в Петербурге достаточно жесткая, но предсказуемая земельная политика: генеральный план определяет стратегию развития города на 10 лет вперед, исключая появление неожиданных проектов. В Москве ситуация более хаотичная. По этой причине мы не рискуем выходить туда", — добавляет Екатерина Запорожченко, коммерческий директор Docklands Development.
Спасибо, приезжие!
Согласно исследованию Финансового университета при правительстве РФ, Петербург в этом году занял четвертое место по качеству жизни среди российских городов, опередив Москву на несколько пунктов. В итоге Северная столица оттянула на себя региональный спрос на жилье, в том числе со стороны Москвы. "Если в 2012 году на долю покупателей из регионов приходилось 25% от всех наших сделок, в 2016 году — 30%, в III квартале 2017 года — почти 40%", — говорят в ГК "Эталон". "Доля региональных покупок — 35%. И в 2018 году она вырастет на 2–3%", — прогнозируют в холдинге RBI. Эксперты говорят, что на выбор региональных покупателей влияет то, что жизнь в Петербурге дешевле столичной. Действительно, прожиточный минимум в Москве на 34% выше, чем в Петербурге, безработица выше на 0,1%. Проезд в общественном транспорте в Москве на 12% дороже и в 2,5 раза больше налог на жилье. При этом в Петербурге не меньше возможностей для образования и культурного отдыха, чем в столице.
“
Есть регионы, покупатели из которых рассматривают покупку жилья только в Петербурге. Это покупатели из Коми, Мурманска и других городов Северо–Западного федерального округа. Есть также клиенты из Центральной России, которые никогда не поедут в город на Неве и приобретают недвижимость только в Москве. Конкуренция между двумя столицами сегодня идет за покупателей из нефтегазовых регионов и с Дальнего Востока. И здесь Петербург занимает лидирующие позиции в связи с более низким средним чеком на жилье. У нас число таких покупателей за год выросло на 10%.
Юлия Ружицкая
директор по продажам компании "Главстрой–СПб"
“
В Петербурге 2017 год демонстрирует очень высокие объемы продаж. Доля региональных сделок в нашем портфеле достигла 15%. В основном это покупатели из регионов, обращающиеся в нашу компанию, когда они уже нацелены на покупку жилья в Петербурге либо Ленобласти. Они не колеблются между покупкой квартиры здесь или в Москве. Так что неверно говорить, что наш город перетягивает на себя региональный спрос, ранее нацеленный на столицу. Просто многие считают, что Петербург — более комфортный для жизни город, чем Москва.
Елизавета Яковлева
Руководитель Маркетинга И Аналитики "Лаборатории Метров"
“
Петербург привлекателен для жителей Северо–Западного федерального округа и ресурсодобывающих регионов Сибири. Для них наш город подходит больше Москвы — по климатическим условиям. Покупателей притягивают более высокий, чем в регионах, уровень жизни, карьерные возможности, насыщенная культурная жизнь. В нашей компании в 2017 году доля сделок с иногородними покупателями (не считая москвичей и жителей Ленобласти) — около 40%. Кстати, мы компенсируем им транспортные расходы на переезд в случае покупки. Это тоже стимулирует сделки.
Тамара Попова
руководитель отдела развития продуктов компании "Северный город" (холдинг RBI)