Исроилжон Орижонов использует криптовалюту для создания туристической карты оплаты. Но надо еще немало по стараться, чтобы туристы решились купить этот продукт.
01:5207 декабря 201701:52
1394просмотров
01:5207 декабря 2017
Малый бизнес все чаще использует криптовалюту не как настоящие деньги, а как систему поощрения сотрудников, работы с долгами или для сбора статистики.
Петербургский предприниматель Исроилжон Орифжонов, который работает в сфере настройки блокчейн–технологий для бизнеса, запускает собственную криптовалюту — виват–коин, которая, по задумке создателя, может превратиться в платежную платформу. То есть станет способом взаимодействия туристов с компаниями сферы услуг.
Сейчас предприниматель с партнером Александром Ивановым ищут инвесторов. Они планируют вложить в продвижение, доработку и запуск валюты не менее 12 млн рублей, которые собирают от нескольких инвесторов и венчурных фондов. В первую версию приложения и ПО предприниматели вложили 500 тыс. рублей собственных средств (они ушли на разработку).
Скидки от партнеров
Зарабатывать предприниматели будут на комиссии при переводе денег в виват–коины, а также на инвестировании вложенных в их валюту денег. По их бизнес–модели турист, который, приезжая в Петербург, купит через приложение какое–то количество виват–коинов, сможет получать скидки от компаний–партнеров, советы, инструкции, да и просто расплатиться. В систему оплаты собираются внедрить визовую поддержку туристов, онлайн–гид, организацию туров и др. Во многих городах уже есть туристические карты со скидками и услугами, а эта будет еще и с криптовалютой. Валюта с помощью блокчейна поможет отследить расходы каждого туриста и так узнать, какие объекты популярны, какие нет. А фирмы–партнеры смогут поменять валюту на реальные деньги или другую криптовалюту.
Владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы к идее относится скептически. Он поясняет, что аудитория четырех– и пятизвездочных гостиниц — довольно консервативные люди, которых вряд ли заинтересует криптовалюта, даже если им предложат скидку. К тому же игроков рынка (в том числе в низком сегменте) может отпугнуть отсутствие понятия "криптовалюта" в законодательстве. "Возможно, этим заинтересуются одиночные хостелы, мини–отели, — говорит он. — Ресторанам и другим игрокам такая идея может понравиться просто как маркетинговая акция. Но нам в ближайшие 3–5 лет рано думать о криптовалютах".
Бобрики и фотки
Предприниматели рассказывают, что криптовалюту можно применять по–разному. Даже если она не торгуется на мировых биржах, это может быть выгодно. Евгений Дубовой, управляющий партнер компании Simdaq, которая тоже готовит к выпуску криптовалюты, рассказывает, что самый знаменитый пример — фермер Михаил Шляпников из деревни Колионово в Московской области. Свою валюту (колионы) он принимает в качестве оплаты за продукцию. Для него это инструмент работы с долгами, создания внутренней экономики без банков. "Можно извлечь пользу благодаря техническим возможностям криптовалют, — добавляет Евгений Дубовой. — В ряде индустрий будет полезна технология смарт–контрактов, гарантирующих исполнение обязательств, например, при ставках на спорт, страховании. Техническое оснащение валюты ограничено уже фантазией, а не возможностями".
Алексей Банников, глава группы компаний "Фотосклад.ру", рассказывает, что есть компании (КРОК, "Фотосклад", i–Free), которые используют свои криптовалюты в том числе как корпоративное поощрение. В КРОК монеты под названием "бобрики" сотрудники получают за оперативные отчеты, участие в жизни компании. Виртуальные премии можно потратить на сувениры, вещи для дома и др. "Токены "Фотосклада" являются своеобразными премиями за достижения, стаж и др., — говорит он. — Внутренняя валюта конвертируется так же, как обычная: деньги можно поменять на рубли". Он считает, что создание криптовалюты — затратный процесс. Потребуются ресурсы для разработки и поддержания, для этого нужны сотрудники. Расходы компании зависят и от выбора способа конвертации. Если предполагается обмен на материальные бонусы, их стоимость также придется учитывать.