Лица, аффилированные с Промсвязьбанком братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых, установили контроль над выборгским портом — последним активом опального бизнесмена Виталия Архангельского.
Как стало известно "ДП", связанная с Промсвязьбанком компания "Порт Выборг" установила контроль над группой юридических лиц, владеющих имуществом выборгского порта, который ранее принадлежал Виталию Архангельскому. В свое время он набрал кредитов на порт в сумме около 4,5 млрд рублей, и теперь с учетом процентов долг порта приближается к 6 млрд. Новый владелец порта понимает, что за такую сумму этот актив не продать, поэтому намерен инвестировать в его улучшение около 700 млн рублей.
"Планируется провести капитальный ремонт причалов, расширить территорию порта, закупить оборудование для обработки контейнеров, а также запустить пассажирское сообщение. Все это позволит утроить грузооборот порта, до 4,5 млн т грузов", — говорит Анатолий Шабалин, первый заместитель генерального директора ООО "Порт Логистик". Эта компания, ведущая операционную деятельность в порту (штат — 350 человек, лицензии, контракты), уже перешла под контроль банковских структур, как и компания "Локотранс", владеющая двумя локомотивами для транспортировки железнодорожных составов внутри порта. В обозримой перспективе ООО "Порт Выборг" намерено выкупить на открытых торгах имущество банкротящегося ООО "Портовое оборудование": числящиеся на балансе ООО здания, погрузочно–разгрузочное оборудование, а также права аренды на несколько причалов. Сумму сделки стороны не раскрывают. По оценкам экспертов, выборгский порт, учитывая, что ключевые юрлица находятся в банкротстве, может стоить 1 млрд рублей. "Думаю, что сумма сделки была значительно ниже из–за корпоративного конфликта вокруг порта", — заметил один из собеседников "ДП".
Мелкая гавань
Читайте также:
Промсвязьбанк
Промсвязьбанк рассказал о причинах санации
Порт в Выборге ежегодно переваливает около 1,5 млн т грузов, что меньше 1% совокупного грузооборота всех портов Петербурга и области. Львиную долю (75%) в грузообороте порта составляют уголь и минеральные удобрения. Годовой оборот порта — свыше 500 млн рублей, чистая прибыль — около 100 млн рублей. Главный недостаток порта заключается в том, что он не может принимать суда с осадкой больше 6,5 м, что сразу накладывает ограничение на прием крупных грузовых судов, в частности контейнеровозов.
Для расширения деятельности новый собственник намерен арендовать у ФГУП "Росморпорт" дополнительные причалы: причал № 1 — пассажирский причал Росморпорта, на котором обслуживается паром, связывающий Выборг с финской Лаппенрантой, причал № 13, который ранее арендовало банкротящееся ООО "Национальный винный терминал", а также выведенный из эксплуатации причал № 5 (см. "Ситуационный план причалов...").
История долга
До сделки ООО "Порт Логистик" контролировалось тремя иностранными компаниями — Artemista Finances Corp. (Британские Виргинские острова), "Прэшэс Стоунс Инвестментс ЛТД" (Белиз), "Урмена Джи Эм Би Эйч" (Маршалловы острова) — и Татьяной Майоровой, которая возглавляет "Порт Логистик". Майоровой принадлежит 0,31% долей, а остальным партнерам — по 33,23%. Все эти офшоры некоторые участники рынка связывают с командой Виталия Архангельского, в частности с Ольгой Лукиной, возглавлявшей порт.
В свое время Виталий Архангельский занял под портовые активы у банка "Возрождение" 4,5 млрд рублей под 19% годовых. Своевременно рассчитаться с кредитом ему не удалось. Сумма просроченной задолженности с учетом набежавших процентов приблизилась к 6 млрд рублей.
Позже, в 2015 году, банк "Возрождение" вошел в "Промсвязькапитал" (головная структура братьев Ананьевых): 50% акций "Возрождения" контролирует Promsvyaz Capital B. V., 2,38% принадлежат напрямую Промсвязьбанку. Права на взыскание долга с компаний Виталия Архангельского банк переуступил подконтрольному ООО "Олбия", а оно в феврале 2017 года подало в петербургский арбитраж иск о признании Виталия Архангельского банкротом.