"ДП" представляет данные мониторинга крупнейших процедур банкротства в Петербурге и Ленобласти, по которым суд ввел наблюдение или конкурс в период с 1 сентября по 30 ноября 2017 года.
За осень 2017 года в Петербурге и Ленобласти, по данным CredInform, стартовало 146 процедур банкротства компаний с активами по последнему балансу на общую сумму 42,1 млрд рублей и долгами на 39 млрд (для сравнения: прошлой осенью обанкротилось 128 компаний с активами на 42,5 млрд рублей и долгами на 43,6 млрд).
Номер 1
Крупнейшим банкротом минувшего сезона стал кооператив "Семейный капитал": его активы на последнюю дату составляли 6,13 млрд рублей, а долги превышали 3,5 млрд. В ноябре 2017 года по заявлению пайщицы кооператива, внесшей год назад вклад 1 млн рублей, суд ввел в нем процедуру наблюдения. На сегодня в дело о банкротстве подано около сотни требований граждан о включении в реестр кредиторов. От должника в это дело юристы практически не ходят, что немудрено: топ–менеджерам "Семейного капитала" просто не до того. Они находятся в СИЗО по подозрению в мошенничестве на 1,7 млрд рублей: в августе были задержаны основатель кооператива Игорь Белоусов с женой и сыном, а в ноябре — председатель правления "Семейного капитала" Наталия Верхова.
Номер 2
Второе место в рейтинге банкротов заняла строительная компания "Тареал" (строила ЖК "Ванино" в Ломоносовском районе) с активами на 2,86 млрд рублей и долгами на 2,81 млрд. Старт процедуры наблюдения в этой компании весьма интересен с точки зрения тактики должника. С апреля 2016–го по сентябрь 2017 года в суд поступило 14 заявлений о признании этого должника банкротом от дольщиков. Семь из них застройщик погасил на этом этапе. А вот восьмое требование на сумму 800 тыс. рублей, поданное супругами Клементьевыми… неожиданно для должника выкупил за 2,1 млн рублей через депозит нотариуса гражданин Дмитрий Кушнарев, по совместительству гендиректор компании "Тасмо", которая владеет должником. Впоследствии он выкупал требования и у других дольщиков коттеджного поселка. Эксперты банкротного рынка недоумевают: никаких видимых процессуальных преимуществ бизнесмен, переплатив втрое, не получил. "Либо он не до конца продумывает свои решения, либо, наоборот, применяет неизвестную практике схему, либо просто те, у кого он выкупает, имеют возможность убедить его внесудебными способами", — рассуждает Владимир Полуянов, партнер Апелляционного центра.
Номер 3
На третьем месте среди осенних банкротов — ООО "Октаника" (активы — 2,4 млрд, долги — 2,5 млрд рублей), петербургский трейдер нефтепродуктов. Наблюдение в нем было введено в сентябре по заявлению ООО "Атлант и К" за долг 100 млн рублей по договору поставки топлива. У этого кредитора есть серьезные конкуренты: ООО "ВИК" требует почти 400 млн рублей, а лопнувший Нота–банк в лице АСВ — 200 млн. Кто из юристов работает в этом деле — пока неизвестно, потому что судья Юлия Рогова в публикуемых судебных актах представителей сторон предпочитает не перечислять. Временным управляющим "Октаники" стал Дмитрий Михайлов.
Номер 4
На четвертом месте — один из рекордсменов по нахождению в предбанкротном состоянии ЗАО "Геострой", еще недавно крупная подрядная организация. Дело о банкротстве компании возбуждено еще в 2015 году, но наблюдение было введено лишь 2 года спустя по требованию Сбербанка на сумму 6 млн рублей (при общей долговой нагрузке компании 1,76 млрд рублей). Дело в том, что кредитная организация выкупила право требования у первого кредитора — ООО "Гидротэк рус". От банка в суд ходят штатные юристы, а также оставшаяся без СРО (в связи с ликвидацией АУ "Партнер") арбитражная управляющая Ирина Заостровская. На стороне "Геостроя" судится петербургский адвокат Ольга Алексеенкова.
Крупнейшие процедуры банкротства, стартовавшие с 1 сентября по 30 ноября 2017 года в Арбитражном суде СПб и ЛО
Источник: Credinform