В Петербурге на каникулах пройдет более 20 новогодних ярмарок. Арендаторы, которые уже начали торговлю, жалуются на снижение продаж по сравнению с прошлым годом почти вдвое.
Новогодних ярмарок в Петербурге с каждым годом становится больше, а их тематика — разнообразнее. Почти все мероприятия проводят на частной территории, поэтому сложных согласований им удается избежать. В итоге число крупных праздничных ярмарок остается стабильным, зато появляются десятки небольших мероприятий, по формату близких к ресторанному дню. Вместо домиков или прилавков — обычные столы, большая часть товаров сделаны самими продавцами.
Лофт или ТЦ
Многие компании и благотворительные организации проводят собственные мини–ярмарки, чтобы увеличить поток посетителей и выручку в праздники. Например, благотворительная ярмарка сувениров пройдет в пространстве "Легко–Легко", фестиваль прикладного искусства и дизайна "Арт–Ёлка" — в СПГХПА им. Штиглица, Немецкая рождественская ярмарка с традиционной выпечкой — в языковой школе Deutsch–Zentrum, фестиваль напитков "Пряный базар" — в пространстве "Ткачи".
Также свои ярмарки проводят почти все городские универмаги и ТЦ: "Галерея", "Пассаж", ДЛТ и другие. Олеся Гвоздева, совладелица лавки цветов "Зеленогорск", рассказывает, что работать в крупном ТЦ вовсе не обязательно выгоднее. В прошлом году ее компания торговала на ярмарке в "Новой Голландии", в этом — еще и в "Гранд Каньоне".
Затраты в торговом центре выше: аренда обходится в 140 тыс. рублей за месяц (многие арендаторы делят торговое место на двоих, чтобы сэкономить). Также в числе расходов зарплата продавца, логистика и монтаж торгового места. "В "Новой Голландии" оказалась более близкая нам публика, и все равно выручка была небольшой: 100 тыс. рублей за 3,5 недели.
А в "Гранд Каньоне" не уверена, что мы вообще заработаем: у нас в ассортименте товары ручной работы, например шерстяные шапки. А в торговых центрах рядом продаются более дешевые шапки из акрила, их в основном и покупают", — сетует она. Олеся Гвоздева советует потенциальным арендаторам погулять по торговому центру, изучить ассортимент и аудиторию, чтобы выбрать свое место.
Алексей Попиков, управляющий ТЦ "Смайл", рассказывает, что в этом году запросы арендаторов на размещение на ярмарках в районных ТЦ существенно выросли — в два, а то и в три раза. "А вот состав арендаторов не изменился: в основном это вязаные и другие хендмейд–изделия, елочные игрушки и праздничные украшения для интерьера, — рассказывает он. — Растиражированное новшество этого года — киоски со светящейся сахарной ватой. Что касается стоимости аренды, она выросла в среднем на 10–12%".
Стоимость аренды зависит от расположения и проходимости ТЦ. Минимальная ставка может составлять от 50–60 тыс. рублей за 3–4 недели. А в "Галерее", например, стоимость аренды домика в 2016 году достигала 900 тыс. рублей за 40 дней. Минимальное число участников ярмарки — около 15, максимальное — 60–70. Большинство арендаторов — малые фирмы. "У крупных обычно есть стационарные магазины в тех же ТЦ, домик им не нужен", — поясняет Олеся Гвоздева.
Дороговато место
Алла Антощенко–Оленева, директор агентства Smart Start, в этом году организовала ярмарки в пяти торговых центрах, среди них "Галерея", "Мега Дыбенко", "Пассаж" и другие. Она рассказывает, что продажи в этом году, по отзывам участников, гораздо ниже, чем в прошлом, во всех ТЦ и во всех категориях товаров. Результаты на те же даты в прошлом году были в 2–3 раза выше.
Тем не менее арендодатели постоянно повышают стоимость мест. "Им кажется, что Новый год — как раз такое время, когда можно заработать, и повышают цены по инерции, не всегда оправданно. А в итоге на арендатора ложится вся нагрузка", — сетует Алла. Она рассказывает, что около 60% арендаторов у ее компании сохранились с прошлого года, 40% — новички. "Мне среди них запомнилась, например, фирма, выпускающая пледы и подушки очень крупной вязки, с громадными петлями. И вещи для интерьера с ручной росписью", — вспоминает Алла.