Рынок курьерских услуг неплохо чувствует себя в кризис благодаря росту интернет-торговли. Однако на международном направлении службы доставки пока серьезно проигрывают Почте России.
Спрос на услуги доставки товаров в предновогодние ноябрь и декабрь остается высоким, даже несмотря на негативные тенденции в российской экономике, говорят опрошенные "ДП" игроки рынка. Так, если сегмент курьерской доставки для бизнеса переживает не лучшие времена из-за того, что компании сокращают издержки, то доставка товаров населению из интернет-магазинов (B2C) не потеряла своих позиций, считают в СДЭК.
Из-за роста интереса российских покупателей к американским и европейским товарам компании фиксируют увеличение числа предпраздничных отправлений из-за рубежа. Например, компания Boxberry в ноябре наблюдала рост объемов отправлений от иностранных ретейлеров на 21% по отношению к октябрю. В текущем месяце прогнозируется рост более 13%.
Курьеры против почты
По данным АКИТ, объем российского рынка интернет-торговли за 9 месяцев 2017 года вырос на 19%, до 798 млрд рублей. Как отмечают в СДЭК, это позволило компании нарастить выручку в кризис. В 2015 году компания заработала 2,7 млрд рублей, а в 2016-м — почти 5 млрд.
Однако серьезным конкурентом курьерских служб остается Почта России. По данным АКИТ, 90% посылок из зарубежных интернет-магазинов доставляет именно Почта России, в то время как на курьерские службы приходится оставшиеся 10%.
По мнению главы АКИТ Алексея Федорова, отставание служб доставки будет только увеличиваться. На внутреннем рынке ситуация отличается — 40% товаров из российских интернет-магазинов доставляют службы экспресс-доставки, а 60% — Почта России. Как изменится это соотношение, будет зависеть от работы новой команды учреждения, делает вывод Алексей Федоров. Пока спрос на услуги Почты России по доставке товаров из отечественных интернет-магазинов падает — показатель снизился на четверть к уровню 2016 года, следует из исследования GfK и "Яндекс.Маркета". Если в 2016 году услугами Почты России пользовались 18% респондентов, то в 2017-м — только 13%.
Праздник к нам приходит
Декабрь приносит службам доставки 15-25% годовой выручки. "После декабря до марта происходит откат к предыдущим показателям, а затем спрос планомерно увеличивается и достигает новогодних показателей. Во всяком случае мы наблюдаем такую картину уже несколько лет подряд", — делится руководитель направления "Международная доставка" СДЭК Сергей Гуменюк.
В предновогодний период загруженность курьерских компаний возрастает в среднем на 30%, в последнюю неделю года — на 50%. Клиенты предпочитают пользоваться курьерскими услугами, а не почтой, убежден генеральный директор City Express Алексей Кичатов.
Обычно количество доставок в декабре увеличивается в полтора раза по сравнению с ноябрем, и этот год не исключение, согласен глава компании Dostavista Михаил Александровский.
В этом году россияне задумались о заказе подарков пораньше. Опасаясь роста цен и нестабильности курса валют, потребители стали заказывать новогодние подарки уже в октябре и ноябре, констатируют в компании Boxberry.
Ажиотажный спрос приводит к росту цен на услуги. Так, в конце года СДЭК увеличила тарифы по ряду направлений. Как поясняет Сергей Гуменюк, цена на доставку складывается не только из затрат на оплату труда курьеров, но и, например, расходов на горюче-смазочные материалы, на услуги перевозчиков, в частности услуги авиакомпаний, которые постоянно растут.
В Dostavista тоже говорят о росте цен — компания каждый год в декабре временно повышает цены, привлекая тем самым больше курьеров. Эти меры позволяют компании справляться с сезонным ростом заказов.
ИНН подкинул проблем
В этом году в начале декабря службы доставки столкнулись с проблемой. Стало известно, что на таможне и складах авиакомпаний застряли тысячи посылок интернет-магазинов, которые не соответствуют новым требованиям Федеральной таможенной службы (ФТС). Дело в том, что с 7 декабря ФТС проводила эксперимент, в рамках которого заказы из зарубежных интернет-магазинов могут пройти через таможню, только если покупатель предоставил свой ИНН и информацию о каждом товаре в посылке.
Ситуация уже взята под контроль, признали игроки рынка. "Можно с уверенностью сказать, что неудобства получателей, которые ожидали свои посылки, были минимизированы, — говорит директор службы доставки Boxberry International Марат Артуганов. — Однако это непростой процесс. Задержек избежать не удалось, как и связанного с ними всплеска негатива. Около 25 тыс. посылок ожидали недостающие данные на таможне, чтобы отправиться к месту назначения". По его словам, с 13 декабря необходимая информация была предоставлена и начался массовый выпуск отправлений.
Сложившаяся ситуация незначительно ухудшила финансовые показатели Boxberry. У компании СДЭК скопилось около 100 кг груза на территории России и еще около 20 кг в Китае, по которым компания еще не получила ИНН и не начала из-за этого таможенное оформление. City Express со ссылкой на аналитиков подчеркивает, что именно потому, что объем международных отправлений, которые обрабатывают коммерческие операторы, невелик, у частных служб доставки не возникло больших задержек на таможне.