С профсоюзным движением, когда–то набиравшим ход, можно попрощаться

 

На этой неделе в Петербурге Городской суд постановил признать иностранным агентом и ликвидировать Межрегиональный профсоюз "Рабочая ассоциация" (МПРА). Ранее аббревиатура означала Межрегиональный профсоюз работников автопрома, а выросла эта организация из прославившегося в середине нулевых профсоюза завода Ford во Всеволожске.
В 2005–2007 годах профсоюз Ford был без преувеличения явлением в жизни страны. Он стал первым настоящим профсоюзом — то есть не отделом по распределению путевок, а организацией, в борьбе обретающей право свое. За забастовками на Ford следили с удивлением, а потом с восхищением: надо же, не жаловаться чиновникам побрели, а взяли да забастовали! И их, смотрите–ка, не только не поувольняли и не разогнали ОМОНом, а даже зарплаты повысили! Вау, это работает! Прямо как в Европе!
На волне успеха лидер профсоюза Алексей Этманов создает МПРА. Ячейки профсоюза заявляют о себе на других автозаводах, активисты создают партию "Рот фронт" — вместе с другими независимыми профсоюзами, окрыленными успехом "фордовцев". Партию не зарегистрировали, но Этманов в 2011 году становится депутатом ЗС Ленобласти от "Справедливой России".
Да, эти забастовки тоже воспринимались как признак движения России в сторону европейского пути развития. Казалось, что скоро такими и будут новые отношения работников и работодателей — юридически состязательными, цивилизованными и взаимовыгодными. Казалось, еще немного — и в России оформится легальное и сильное левое политическое крыло.
Но вертикаль власти не предполагает никаких крыльев. Левые задохнулись так же, как и правые. А МПРА постановили закрыть после прокурорской проверки, инициированной по доносу. Профсоюз на пике развития вошел в глобальный союз IndustriALL и стал налаживать международные связи с коллегами–профсоюзниками. Перечисления из IndustriALL и обнаружила прокуратура, потребовавшая ликвидации организации на основании того, что при этом МПРА требовал изменений законов, а значит, вел политическую деятельность. Шах и мат.
И вот здесь нужно внимательнее следить за государственной мыслью. Защита прав рабочих, как к ней ни относись, — реально существующее в мире направление общественной активности. Как, например, и защита экологии. И оно находится просто в другой системе координат, нежели бинарные схемы политических противостояний. Всемирная солидарность трудящихся — это в конце концов то, что долгое время считалось у нас в стране безусловно положительной идеей. Сейчас по сути утверждается, что любое мнение (даже о росте зарплаты) является нежелательным, если его вслух не высказало начальство, а если такое же мнение существует и на Западе, то для России оно автоматически вредно и опасно — вывих мышления солдафонский, но определяющий нашу политику. Как говорится, у вас есть президент — вот с ним и будьте солидарны.