В Минздраве решили маркировать продукты как вредные и здоровые. Производителям эта идея ожидаемо не пришлась по вкусу, но и для потребителя фактическая польза от такого разделения может оказаться сомнительной.
Минздрав предлагает разделить все имеющиеся в продаже продукты питания на вредные и здоровые и маркировать товар соответствующим образом. Об инициативе ведомства, являющейся частью стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, стало известно еще в прошлом году. Но тогда производители попытались объяснить чиновникам, что такая маркировка приведет разве что к недобросовестной конкуренции, а никак не к оздоровлению нации. Тем не менее, как пишет "Коммерсант" со ссылкой на проект документа, в доработанной версии пункт о полезных и вредных продуктах по-прежнему есть, а сами производители утверждают, что разделять продукты на полезные и вредные планируют по достаточно странным критериям. Например, к вредным могут отнести молочные продукты с повышенной жирностью, а с низким содержанием жира — к полезным.
Напоминание о недозволенном
Недовольство производителей понятно, но польза такой маркировки сомнительна и для потребителя. Трудно предположить что некий индивид, вот уже несколько лет сидящий на диете из лапши быстрого приготовления с кетчупом и пельменей с майонезом, не в курсе, что особой пользы такой рацион ему не принесет. Надеяться, что лишнее напоминание о вредности его вдруг переубедит, пожалуй, слишком оптимистично. Как быть с теми, кто покупает не слишком полезные продукты, просто потому что не может себе позволить ничего другого (все-таки не самые качественные макароны всегда были и вероятнее всего будут дешевле, чем фермерские овощи, выращенные без лишней химии). Тут уже при не слишком высоких в существенной части доходах населения (в 2017 году доля живущих за чертой бедности достигла почти 15%) лишний раз напоминать им о недоступности качественной жизни как-то совсем уж неосмотрительно.
Да и само понятие пользы очень неоднозначно. То, что одним полезно, для других может оказаться не то что вредным, а смертельным, если речь, например, о пищевых аллергиях. Для этого во многих странах обязательно упоминать на упаковке наиболее распространенные аллергены, в случае если продукт их содержит.
Что россиянину вредно
С определением вреда в истории попытки позаботиться о здоровье граждан не все было гладко. Вот, например, по указу подведомственного тогда Геннадию Онищенко Роспотребнадзора в 2011 году под запретом чуть было не оказалась петрушка. Ведомству тут же пришлось объяснять, что к наркосодержащему сырью отнесли не так просящуюся в салат зелень, а ее плоды — все вроде потихоньку улеглось. Но самому Онищенко запрет петрушки припоминают до сих пор. Пару лет спустя подоспела еще одна внезапная инициатива — охрана граждан от последствий употребления чеснока. Соответствующий проект внес в Госдуму депутат от ЛДПР Сергей Иванов. Когда парламентарии попросили объясниться, он сообщил, что это было лишь "попыткой посмеяться над собой". Мол, коллеги и без того принимают много серьезных и драконовских законов. Действительно ли депутат шутил или просто вовремя понял, что не хочет славы Геннадия Онищенко, теперь уже, конечно, и не узнать. Налог на чипсы и газировку уже давно не дает покоя депутатам и ведомствам, и, кстати, в стратегии оздоровления населения от Минздрава его аналог тоже присутствует. А сколько шума наделала история с запретом кружевного белья, и вспоминать страшно. Тут хоть речь шла и не о пищевой продукции, но инициатива все же тоже была продиктована беспокойством о здоровье россиянок. С июля 2014 года в странах Таможенного союза вступил в силу закон о запрете белья из синтетических тканей — россияне негодовали, жалуясь на вторжение в частную жизнь, а СМИ с упоением писали о запрете трусов из кружева. Потом выяснилось, что запрет на последние сильно преувеличен и кружево все-таки найти по-прежнему можно.
Назло ЗОЖ
Так или иначе, система заботы властей о здоровье граждан столько раз давала сбой, что теперь уже неизвестно, не произведут ли пометки Минздрава "вредно" обратного эффекта. Есть, кстати, и тревожный пример из-за рубежа. В начале этого года британский производитель газировки A. G. Barr объявил о намерении сделать рецептуру одного из своих напитков более здоровой, в частности, уменьшить содержание сахара и понизить калорийность. Реакция покупателей оказалась непредсказуемой. Вместо того чтобы поблагодарить производителя за заботу о здоровье нации, те начали негодовать, заявили, что не будут пить "диетическую гадость", и даже создали петицию, призывающую ничего не менять. Кроме того, традиционную "вредную" версию напитка принялись скупать с невероятной интенсивностью — по 100-200 банок.