Ретейлеры подвели итоги декабря. Накануне Нового года посещаемость торговых комплексов в Петербурге выросла на 15%, а в Москве — только на 5%.
Генеральный директор компании "Ватком" Роман Скороходов сообщил "ДП", что в петербургских ТРК в последнюю неделю декабря 2017 года наблюдался рост индекса потребительской активности по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Для сравнения: в московских торговых комплексах рост был всего 5%. Эти данные компания получила в результате исследования Shopping Index, которое проводится в-онлайн режиме, учитывая трафик в ТРК (имеет счетчики по периметру, в галереях, у арендаторов). "Возможно, в Петербурге существенный рост трафика обеспечивают иностранные туристы, которых привлекает в Северной столице более развитая инфраструктура", — отметил Роман Скороходов. Но уже в первую неделю января обычно происходит спад потребительской активности, добавляет он.
Пора идти за обувью
В магазинах ZENDEN перед новым годом посещаемость росла, так что информацию компании "Ватком" можно подтвердить, говорит Андрей Павлов, генеральный директор обувной сети ZENDEN. По его словам, рос и трафик, и количество покупок. Основной причиной позитивных изменений он называет восстановление покупательной способности. "Рынок обуви развивается: по данным таможни, в прошлом году импорт обуви вырос на 40%. Покупают и дешевую обувь, и дорогую", — рассказывает Андрей Павлов.
Показатель выручки в сопоставимых магазинах (LFL) в магазинах сети "Буду Мамой" Москвы и Петербурга отличается незначительно. "Рост продаж за весь декабрь в Северной столице выше, чем в Москве, на 2%, в последнюю неделю года — на 3%. Разница небольшая, и вряд ли ее можно связывать с туристическим потоком в нашем случае. Мы видим, что покупатели готовились к Новому году, будущие и кормящие мамы приобретали себе наряды на праздники, новое белье и колготки, традиционно выросли продажи подарочных сертификатов. В Питере чуть более высокий показатель, скорее, связан с более лояльной аудиторией нашего родного города", — считает исполнительный директор группы компаний "Буду Мамой" Людмила Смолкина. Кроме того, все больше покупателей готовы себя побаловать незапланированными покупками. "Мы это видим по значительному увеличению среднего чека при продаже товаров в рассрочку", — уточняет Людмила Смолкина.
Трафик ожил
"Предновогодняя пора — это самый ожидаемый сезон для всех розничных компаний, и мы не исключение. По итогам декабря 2017 года мы зафиксировали рост трафика на 11% к 2016 году. Естественно, рост был и по обороту, а это значит, что пик кризиса миновал", — оптимистичен Александр Заремский, исполнительный директор сети интим-бутиков Love Zona. Он соглашается, что поток туристов влияет на проходимость комплексов, и напоминает, что в прошлом году Петербург единственный из российских городов вошел в топ-25 наиболее привлекательных туристических направлений в мире. Разницу в показателях со столицей он связывает с более стабильной финансовой обстановкой в Москве: "Больше людей смогли себе позволить поездки на отдых, в том числе и за границу, взамен предпраздничной суеты в мегаполисе".
"Мы связываем рост продаж в декабре не только с туристами, но и с общим ростом покупательской активности в высокий сезон, а также целым рядом собственных активностей — аукционными предложениями, обновленной кредитной программой", — говорят в пресс-службе "М.Видео". Магазины "М.Видео" в декабре 2017 года показали прирост продаж на 25% по сравнению с прошлым годом. На последней неделе декабря онлайн-продажи выросли почти вдвое, а трафик в офлайн-магазинах был почти на треть выше, чем годом ранее.
В сети "Буквоед" особого притока туристов не заметили: "Заметного роста в торговой группе "сувениры", "сувениры с географической символикой", которая обычно интересует туристов, мы не почувствовали. В этом сегменте продажи были совсем не праздничными, но был рост входящих и увеличение среднего чека на 4,5%". Увеличение суммы среднего чека в компании связывают с выплатой "отпускных" и "премиальных".
"В то же время в 2017 году у жителей Петербурга очевиднее стало проявляться стремление сэкономить при выборе игрушек, так что мы стараемся быть максимально гибкими при формировании товарной матрицы", — добавляет Александр Заремский. Людмила Смолкина тоже подчеркивает, что сохраняется общий тренд на функциональные покупки и приобретение товара со скидками.
Непростой, но устойчивый
В целом 2017 год получился очень непростым, но экономически устойчивым, отмечают ретейлеры.
"Хвастаться нечем, отработали практически в ноль. На одежном рынке продолжается стагнация. И в 2018 году предпосылок для роста продаж не предвидится, у населения денег на одежду больше не станет. Радоваться нечему. Просто болото какое-то. Перенимать лучшие кейсы и практики не у кого, у всех одно и то же. Рынок в целом сжимается, в штуках и рублях — падение по итогам 2017 года. Маржинальность бизнеса падает за счет активных распродаж, скидок, промоакций. Люди практически перестали покупать товар без скидок. Ни о каком развитии речи не идет. Хотя бы сохранить то, что есть", — говорит один из фешен-ретейлеров.
Зато отличные продажи показали салоны сотовой связи, которые в течение 2017 года делали выручку за счет продаж товаров в кредит и рассрочку, а также благодаря выходу новых моделей-флагманов. "В декабре 2017 года по сравнению с декабрем 2016-го продажи в "Связном" в Петербурге выросли на 36% в штуках и на 73% в рублях. А в последние 7 дней декабря ушедшего года в питерских салонах ретейлера по сравнению с последними 7 днями декабря 2016-го продажи выросли на 31% в штуках и 62% в рублях", — говорит представитель сети Кристина Арустамова.
В "Связном" наибольший рост интереса к рассрочкам и кредитным продуктам наблюдался со II квартала 2017 года. Так, рост продаж смартфонов в кредит за период апрель-декабрь 2017 года вырос на 48% относительно аналогичного периода 2016 года.