Регулярно освещая боевые действия, которые второй год ведут акционеры крупнейшего интернет-ретейлера "Юлмарт", "ДП" решил составить инструкцию для предпринимателей: как договориться на берегу и не довести дело до полномасштабной корпоративной войны.
В сложных экономических условиях, когда рынок начинает стагнировать, большинство компаний переживают далеко не лучшие времена: сокращается доходность, возникают проблемы с обслуживанием долга и так далее. Взгляды владельцев компании на стратегии развития бизнеса начинают расходиться. В результате отношения накаляются, и некогда успешные партнеры или даже друзья вступают на тропу корпоративной войны, которая может разрушить весь бизнес. На этом этапе в дело вступают юристы и адвокаты, которым хорошо заметны ошибки, допущенные их клиентами или оппонентами в пылу борьбы.
Ситуация в "Юлмарте" стала одним из ярких примеров корпоративного конфликта в Петербурге. Осенью 2016 года, когда конфликт между акционерами "Юлмарта" вступил в активную стадию, компанией через мальтийскую Ulmart Holding владели четыре предпринимателя: Дмитрий Костыгин и его партнер Август Мейер контролировали 26% и 28% акций ретейлера соответственно. Еще 26% принадлежали Михаилу Васинкевичу, 20% — Алексею Никитину (данные на начало 2016 года).
Основная причина корпоративного конфликта заключалась в том, что Костыгин и Мейер с одной стороны и Васинкевич с другой не смогли договориться о развитии бизнеса и его финансировании. В частности, Васинкевич был недоволен тем, что Костыгин якобы обещал вывести "Юлмарт" на IPO, но не сдержал обещания.
Впрочем, огласку конфликт акционеров получил только после того, как Алексей Никитин и Михаил Васинкевич подали иск в Международный арбитраж Лондона против Дмитрия Костыгина и Августа Мейера. Миноритарии решили выйти из бизнеса и требовали выкупить их доли по определенной цене. В ответ Костыгин и Мейер заявили, что предложенная цена выше рынка, и отказались от предложения миноритариев.
Точкой невозврата стало предложение Костыгина — он предложил миноритарию довнести в капитал "Юлмарта" $30 млн. В противном случае, следовало из предложения Костыгина, доля Васинкевича будет размыта. Костыгину нужны были деньги на развитие компании, и он не хотел брать их из оборотных средств. В итоге стороны так и не нашли понимания. Для решения проблемы Васинкевич привлек профессионалов в сделках по слияниям и поглощениям — инвесткомпанию "А1". Она ввела двух своих представителей в совет директоров "Юлмарта", и они начали блокировать принятие важных решений в компании.
Сейчас корпоративный конфликт в "Юлмарте" зашел уже слишком далеко: по заявлению Сбербанка в отношении Дмитрия Костыгина возбуждено уголовное дело по статье (ч. 4 ст. 159.1 УК РФ), его обвиняют в мошенничестве в сфере кредитования в особо крупном размере. По версии следствия, при заключении со Сбербанком кредитного договора на 1 млрд рублей бизнесмен предоставил заведомо ложные сведения о финансовом состоянии "Юлмарта" и не сообщил о наличии просроченных обязательств перед другими кредиторами.
В самой компании перед Новым годом прошли массовые сокращения, бизнес теперь работает под другим юрлицом. Ретейлер потерял лидерство на рынке, оброс исками от контрагентов и уже начал распродавать недвижимость, видимо, для расчета с кредиторами.
"ДП" опросил юридические компании, специализирующиеся на обслуживании корпоративных конфликтов, на тему того, как договориться на берегу и не довести дело до полномасштабной войны. Вот семь тезисов, которые сформулировали юристы.
1. Не используйте шаблонные уставы! На законодательном уровне объективно невозможно предусмотреть все возможные случаи возникновения конфликтных ситуаций и дать единственно верное разрешение каждой из них. Поэтому максимально полно постарайтесь прописать все в уставе и других документах. Не используйте шаблонные уставы, это самая массовая ошибка в бизнесе! Составляйте свой. Прописывайте в нем конкретные договоренности партнеров.
2. Корпоративные документы должны быть детальными! При этом обязанности партнеров и условия наступления ответственности, а также опционные соглашения, которые служат основанием для выкупа или продажи долей партнеров, как правило, прописываются в корпоративном договоре. Он позволяет более детально по сравнению с уставом зафиксировать все договоренности. Чем детальнее будут составлены корпоративные документы, чем проще будет урегулировать отношения между владельцами. И тем меньше риск возникновения корпоративного конфликта.
3. Выбирайте правильную форму юридического лица! Правильно выбирайте организационно-правовую форму совместного предприятия. При создании АО заключается акционерное соглашение, при ООО — договор об осуществлении прав участников общества.
4. Четко прописывайте порядок:
— номинирования членов органов управления и порядок принятия решений, учитывающий распределение голосов партнеров;
— финансирования общества (с указанием способов финансирования), а также порядок возврата вложенных средств;
— контроля за деятельностью общества (согласование бюджетов, порядок доступа к информации);
— основания для ответственности партнеров (в виде неустойки или выкупа);
— выкупа/продажи своей доли, в том числе совместной продажи (например, в пользу третьего лица, предложившего определенную цену);
— определения/расчета цены доли, которая, например, должна учитывать определенный уровень доходности.
5. Управление компанией должно быть совместным! Создавайте эффективную и сбалансированную систему корпоративного управления компанией. Она предполагает, что все акционеры компании (в зависимости от величины их доли) имеют право принимать участие в управлении и имеют представительство в органах управления. При этом, как правило, мажоритарный акционер может по ряду вопросов принимать решения единолично, даже если миноритарии возражают. В то же время самые ключевые решения должны приниматься всеми акционерами совместно.
6. Правильно распределяйте доли в бизнесе! Если организовать бизнес по принципу "50 на 50", то первый же серьезный вопрос может фактически остановить деятельность компании. Следует учитывать, что единственным выходом в данной ситуации для владельцев бизнеса может стать только прекращение деятельности компании.
7. Миноритарий должен себя защитить заранее! Что касается миноритариев, то им сложно выговорить себе дополнительные права, поскольку у таких владельцев переговорная позиция заведомо хуже, чем у мажоритария. Между тем миноритарий может попытаться получить доступ к основной информации о деятельности общества, иметь право блокирующего голоса при решении определенных существенных вопросов (сделок) на различных уровнях управления обществом, что снизит риск злоупотреблений со стороны мажоритария. Также эффективным механизмом может быть ответственность мажоритария в виде обязанности приобрести пакет миноритарного акционера по рыночной цене с фиксированной премией в случае нарушений договоренностей со стороны основного собственника бизнеса.
Как считают опрошенные "ДП" юристы, в случаях, аналогичных конфликту в "Юлмарте", избежать спора помогает акционерное соглашение. В нем может быть четко прописано, какой объем инвестиций в развитие компании вкладывает каждая из сторон и какие последствия ждут партнера, если денег у него не окажется. С другой стороны, избежать конфликта можно, тщательно подбирая партнера после изучения всех особенностей его работы и характера.
Но, к сожалению, даже если учесть все возможные обстоятельства и прописать проблемные вопросы в документах, корпоративного конфликта не всегда получится избежать. Как говорят юристы о ситуации в "Юлмарте", все зависит от человеческих отношений. Точки невозврата — это не про юридические моменты, а про ситуацию, когда одна из сторон считает, что у нее есть карт-бланш на совершение любых действий в отношении второй стороны. Большинство корпоративных конфликтов с печальными результатами начинаются с переоценки своих способностей одной или обеими сторонами.
При подготовке материала участвовали адвокатское бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и
партнеры", "Качкин и Партнеры", "Дювернуа Лигал", "Апелляционный центр".