Жизнь после "Ассы"

 

Выставки про кино вносят в жизнь местных музеев приятное оживление. Все–таки, хотя за последние годы у нас было много хороших проектов, некоторое однообразие в том, что можно увидеть на главных петербургских площадках, наблюдается.
С кино, конечно, веселее, притом что такие экспозиции — профиль не Эрмитажа и не Русского музея. В Петербурге чаще всего их делают в "Эрарте". Как правило, это фотовыставки, дополненные забавным реквизитом со съемочной площадки или порцией современного искусства в рифму к кино.
Таков и проект Сергея Соловьева "Нога судьбы", названный весело и неправильно по аналогии с концертом Бориса Гребенщикова в Москве. Под впечатлением от его афиши Соловьев решил воспользоваться этой крылатой фразой для своей экспозиции в "Эрарте". С Гребенщиковым режиссер дружит со времен "Ассы", считая, что этот культовый перестроечный фильм поделил его жизнь на две части. Первая — до знакомства с рок–тусовкой с Гребенщиковым во главе, вторая — радости постмодернистской игры, моды на андеграунд, на глазах становившийся истеблишментом, и беспечности, которую вселяли большие надежды 1990–х на первых порах.
Выставка в "Эрарте", как можно догадаться, про вторую часть. В основном она состоит из фотографий, хранящихся в архиве Соловьева. Любители позднесоветского рока найдут здесь много интересного, не говоря о том, что для одного или даже двух поколений "Асса" — неотъемлемая часть юности или молодости. Сергей Бугаев (Африка), Сергей Курехин, музыканты "Аквариума" и "Кино", художники из круга Тимура Новикова — главные герои экспозиции. Их можно лицезреть здесь в разнообразных имиджах, возрастах и ситуациях. Хотя такого успеха, как у "Ассы", не было ни у других картин Соловьева, ни, пожалуй, у других советских и российских фильмов последних трех десятилетий, этим сюжетом выставка, к счастью, не исчерпывается. На ней есть материалы о других лентах Соловьева и портреты других близких режиссеру художников: Абдулова, Башмета, Друбич, Шнурова и Янковского.
Жаль, что оказались забыты фильмы до "Ассы". Как кино они несравнимо интереснее, не говоря о том, что именно они и сделали имя Соловьеву как режиссеру.