Дистрибьюторы Microsoft в России ввели ограничения для своих клиентов, попавших под санкции США: банкиров, энергетиков, представителей оборонки. В частности, для компаний из санкционного списка радикально сокращаются сроки оплаты заказов, вплоть до предварительного внесения средств. Представители российского IT-рынка уверяют: нечего бояться — отечественные компании технически готовы к полному отказу от продукции Microsoft.
Официальные дистрибьюторы Microsoft в России, компании Merlion и RRC, ввели ограничения на продажу программного обеспечения для российских компаний из финансового, оборонного и энергетического секторов после введения санкций США в ноябре 2017 года, пишет Reuters со ссылкой на уведомления дистрибьюторов.
По подсчетам агентства, ужесточение сроков финансирования касается 224 российских компаний, в их числе "Роснефть", "Газпромнефть", "Транснефть", "Новатэк", Сбербанк. Представитель Microsoft по поводу действий дистрибуторов заявил следующее: "Microsoft твердо привержена соблюдению правовых требований и имеет строгий порядок соблюдения правил по всему миру, призванный обеспечить их соблюдение нашими партнерами". Помимо Merlion и RRC в России еще девять компаний входят в число официальных дистрибьюторов основных продуктов Microsoft. Все эти 11 компаний не стали отвечать на вопросы Reuters.
Угроза предоплатой
В ноябре 2017 года минфин США ввел в действие новые ограничения на привлечение финансирования для российских банков и компаний энергетики, находящихся в секторальном списке. Срок предоставления кредитования для банков, согласно новым ограничениям, сократился до 14 дней (был 30), для энергетических компаний — до 60 дней (ранее 90). Санкции касались доступа к заемному капиталу в западных банках для российских организаций из секторального списка. Однако же теперь нарушить установленные правила опасаются фирмы, поставляющие товары и услуги российским клиентам, так как период финансирования стал очень короток.
В частности, дистрибьютор Merlion потребовал от покупателей продукции Microsoft, находящихся в черном списке, оплаты заказов в сжатые сроки или даже предоплаты (это касается банков). В уведомлении Merlion говорится, что заказы на ПО Microsoft для финансового сектора будут выполнены при подтверждении всей оплаты. Для оборонного сектора Merlion требует гарантию партнера об оплате в течение 30 дней после отгрузки товара, для энергетического — в течение 60 дней.
В архиве сайта Merlion есть уведомление с заголовком "Microsoft: новые правила размещения заказов. Новые правила размещения заказов в финансовом, энергетическом и оборонном секторах", опубликованное в ноябре 2017 года. Однако сам текст уведомления на момент публикации был недоступен. Компания RRC, в свою очередь, уведомила компании, попавшие в санкционный список, что на размещение и оплату заказов "вводятся серьезные ограничения", однако не уточняет, какие именно.
Уход с Мосбиржи
Прямого запрета на продажу продукции Microsoft новые санкционные ограничения не предусматривают. Но с учетом применяемой в России практики условия сделок таковы, что между выставлением счета и получением оплаты через банк могут проходить недели и даже месяцы. В этой связи американские компании, включая Microsoft, опасаются, что задержка с оплатой может быть расценена Минфином США как долговое финансирование в нарушение санкций.
Согласно новым санкционным поправкам, правительство США может оштрафовать американские компании за сотрудничество с компаниями из списка на $250 тыс. или на сумму, в 2 раза превышающую размер сделки, в зависимости от того, какая сумма окажется больше. Если суд решит, что нарушение было преднамеренным, нарушителю грозит штраф в размере до $1 млн или 20 лет тюрьмы, или оба наказания.
Собеседники Reuters утверждают, что российские компании, которые находятся под санкциями, стремятся их обойти — ищут посредников для сотрудничества с американцами и "неафиллированные бизнес-единицы". По словам источника в Минфине, в ведомстве ожидают рост числа компаний-посредников в ожидании новых санкций. Более того, сразу три анонимных источника говорят о том, что обсуждалась возможность перевода листинга подсанкционных компаний с Московской биржи на менее крупные торговые площадки. "Мосбиржа котирует и обслуживает акции санкционных компаний. Поэтому следующим шагом на нее тоже могут наложить санкции", — пояснил источник.
Неспортивное поведение
Обвала на фондовом рынке, резкого падения капитализации банковских акций в связи с этой новостью не ожидается, отмечают в "Альпари". Решение о понижении или повышении уровня листинга эмитента ценных бумаг принимает только сама Московская биржа, для этого есть определенные критерии размера капитализации, free float, состояния корпоративного управления и прочее, а чьи-либо санкции и иные политические вопросы критерием для изменения уровня листинга не является. Акции банков, например, Сбербанка и ВТБ, на Московской бирже сегодня понижаются, но очень слабо, какой-либо паники не наблюдается, скорее бумаги банков снижаются из-за неопределенности и отсутствия хороших новостей.
"Скорее всего, решение Microsoft и его дилеров не связано с санкциями напрямую, а это попытка содрать предоплату с высоконадежных клиентов, "голубых фишек", чья платежеспособность не вызывает сомнений, — считает Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари". — Санкции санкциями, а принципы этики отношений с деловыми партнерами, причем надежными, никто не отменял, и поведение Microsoft можно назвать неспортивным и не соответствующим принципам деловой этики".
Как отмечают в ГК "Корус Консалтинг", Microsoft, как и другие международные технологические вендоры, всего лишь следует требованиям регулятора и ожидает их соблюдения от собственных партнеров-дистрибуторов. "Так как никакого запрета на продажу программных продуктов Microsoft для компаний из нового санкционного списка не введено, то ограничения по финансовому обеспечению не изменят общую ситуацию продаж решений Microsoft в России", — уверен представитель "Корус Консалтинга".
Решения и "костыли"
Американские корпорации сильно политизированы, и Microsoft — не исключение. Санкции они начали вводить против все тех же банков и энергетиков еще в 2014 году, напоминает глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. Другое дело, что подобные публикации от авторитетных агентств сейчас свидетельствуют о том, что закручивание гаек в рамках санкционного режима — это конкретная и долгосрочная стратегия американского бизнеса по отношению к российским компаниям, уверен аналитик.
"Когда это все началось, нам рассказывали про зависимость от американских поставщиков и необходимость импортозамещения, — напоминает Брюквин. — Говорили нам про то, что есть понимание, как решить эту проблему. Но вот прошло 4 года, началась новая волна санкций в рамках стратегии США, которая все же действует на нас. Но в России стратегия ответа остается на бумаге, остается этакой говорильней, которая исчерпывается выжидательной позицией: "когда помиримся с Дональдом Трампом" или "когда уйдет Ангела Меркель", тогда и будем решать".
По словам главы "Рустелекома", в итоге российский бизнес в ключевых отраслях (банки, энергетика, ОПК) по-прежнему не может быть конкурентным и обходит новые ограничения с помощью условных "костылей" — услуг компаний-посредников для закупок ПО в обход санкций и отечественных решений, которые не способны комплексно заместить западные аналоги.
"Надо понимать, что Microsoft — это не только Windows и офисные программы, это корпоративное обслуживание во всех сегментах, в частности серверное ПО, — говорит Брюквин. — Для банков и энергетиков поменять всю платформу на отечественные разработки или open source невероятно сложно. Если говорить о посредниках, то в случае системных угроз или уязвимостей закрыть дыру оперативно не получится, на обновление уйдут дни, что для банков просто неприемлемо. Приходиться признать, что у них есть понимание того, как закрутить санкционные гайки, а у нас нет понимания того, как с этим бороться".
А вот глава "Руссофта" Валентин Макаров уверен, что ужесточение правил для подсанкционных компаний вредит исключительно Microsoft. По словам Макарова, к пессимистичному сценарию блокировки всего западного ПО в России готовились еще с 2014 года и все необходимое для полного отказа от западных аналогов уже есть.
"Еще в 2014-2015 годах был создан консорциум компаний-разработчиков "БЕТА", перед которым стояла задача отработать все сценарии ограничений, вплоть до полного отключения западного софта, что и было сделано, — рассказывает Макаров. — Крупные корпорации в России, заказчики Microsoft и других западных компаний, также разработали собственные решения для защиты от уязвимостей и кибератак. Плюс свою роль сыграла девальвация рубля, которая сделала западную продукцию просто невыгодной".
По словам Макарова, к подобным действиям, санкциям со стороны западных партнеров, к сегодняшнему дню технически были готовы все крупные компании в России. Microsoft же в любом случае пришлось потерять российский рынок по требованию американского регулятора. Но это не повлияло бы серьезно на бизнес американской корпорации: в лучшие времена выручка Microsoft в России была немногим больше $1 млрд, отмечает Макаров.
"Наши компании просто не хотят терять деньги и отказываться от уже заключенных с Microsoft соглашений, — говорит глава "Руссофта". — В случае отмены им придется объяснять акционерам и регуляторам нецелевые траты. Пока российским корпорациям просто не хочется терять время и деньги на замену платформы. Но технически они уже готовы и сделают это, особенно если правительство поддержит финансированием и дополнительными льготами".