Петербургский предприниматель зарабатывает на ароматизаторе с запахом травы к ЧМ–2018 и уже продал его в 10 отелей

Автор фото: Архив "ДП"
Антон Соколов (справа) и представитель Reima AirConcept GmbH Хендрик Херрбах.

 

Аромамаркетинг — это создание специальных запахов для бизнеса, например искусственного аромата свежей выпечки для продуктового магазина, где нет своей пекарни, или цветочного запаха для салона красоты. Их распыляют с помощью небольших приборов–диффузоров. Игроки рынка ссылаются на исследования, по которым такой метод увеличивает выручку и провоцирует повторные продажи.

Зеленая трава

Петербургский предприниматель Антон Соколов уже 17 лет занимается аромамаркетингом. Его компания "Райма ЭйрКонцепт Восток" (торговая марка "Ароматик") — это официальное представительство немецкого концерна Reima AirConcept GmbH. Антон рассказывает, что в 2003 году он искал в России кого–то, кто занимался бы аромамаркетингом. "Когда мы поняли, что на рынке никто не занимается ароматизацией помещений для увеличения продаж, то обратили внимание на мировой опыт и нашли немецких парфюмеров, начали с ними сотрудничать, — говорит Антон Соколов. — Можно сказать, что мы были в России первопроходцами".
Антон Соколов рассказывает, что стартовый капитал составил 10 тыс. рублей, на эти деньги он вместе с партнерами привез три коробки с ароматами и приборами для распыления. Кредитов основатели не брали, работали в компании самостоятельно и за 3–4 года набрали около 50 партнеров в разных российских регионах. "Мы и сейчас стараемся применить к бизнесу "немецкую модель" — работу с малым числом персонала. Например, в Германии наши партнеры, имея около 20 сотрудников, "обрабатывают" 65 стран!" — восхищается Антон Соколов. Он поясняет, что среди клиентов "аромамаркетологов" — любые бизнесы, которые включают личные встречи с аудиторией. Это рестораны, гостиницы, ТЦ.
Он рассказывает, что главный план компании на год — ароматизировать события, связанные с ЧМ по футболу. "Ароматик" разработал специальную композицию на основе запаха травы, которая, по задумке авторов, будет вызывать ассоциации с футболом. "Мы хотим охватить все города чемпионата, это сотни гостиниц, вокзалы, — говорит Антон Соколов. — Уже подключились 10 отелей". Планы по выручке от проекта компания не раскрывает, но, если судить по рыночным ценам, при покупке двух–трех приборов на каждый объект она составит 6–7 млн рублей. Соколов добавляет, что все ароматы производят партнеры в Германии. Вложения в разработку одной композиции — около 500 тыс. рублей, это средства российской стороны.

Выпечка и духи

На петербургском рынке несколько десятков компаний, которые производят парфюмерные композиции для бизнеса. Среди участников рынка — "Третье чувство", "Терракультур", AromaGroup и другие. Но структура такого бизнеса позволяет искать клиентов в других регионах, поэтому компании конкурируют по всей России. Они предлагают ароматы от куриного супа до горной свежести или, наоборот, устраняют запахи сигарет, животных и др. "Идея хорошая, но это нужно не всем, — считает Александр Лейбов, владелец ООО "Булла". — Запах еды вызывает аппетит, но у нас в кофейне, например, печь стоит в зале, поэтому запах выпечки и так есть".
Часто такие фирмы совмещают несколько видов деятельности, занимаются также ландшафтным дизайном, составлением букетов и др. Большинство участников рынка — малые компании, объем городского рынка оценивают в несколько сотен миллионов рублей.