Спрос на номера в петербургских отелях на июнь-июль, когда в городе пройдут матчи чемпионата мира по футболу, вырос в 4-5 раз по сравнению с прошлогодним уровнем. Однако это касается только тех гостиниц, которые самостоятельно продают свои номера. А вот отельеры, заключившие соглашения с "Матч аккомодейшн" на размещение официальных делегаций, разочарованы.
По данным Ксении Безбородовой из компании Expedia (портал для бронирования номеров, объединяющий 155 тыс. отелей по всему миру), на июнь 2018 года места в гостиницах зарезервировали в 4,1 раза больше клиентов, чем в том же месяце 2017-го. В июле рост составил почти 5,4 раза.
Expedia проанализировала ход бронирования до сентября 2018 года и пришла к выводу, что цена продажи номера в петербургских гостиницах выросла на 23% против прошлогоднего уровня, а доход на номер — на 52%. В основном гости рассчитывают провести в Петербурге 3-4 дня. Средняя стоимость наиболее ходовых номеров — $199.
Больше всего болельщиков интересуют отели категории "три звезды": на них приходится 57,2% всех зарезервированных номеров, с большим отрывом идут четырехзвездные койко-места (18%), двухзвездные (13,3%) и пятизвездные (10%).
"Наиболее активно люди бронируют номера на время самых интересных матчей — 21-22 июня, когда будет играть сборная Бразилии, и 25-26 июня — в дни игр сборной Аргентины", — отмечает Ксения Безбородова.
Ее коллега из Booking Елена Быхалова добавляет: многие гости, которые прилетят поболеть за бразильских футболистов из-за океана, наверняка останутся в Петербурге на выходные (22 июня выпадает на пятницу). В это же время пройдет традиционный праздник выпускников "Алые паруса". "Так что этот уик-энд в Петербурге будет очень жарким", — предупреждает Елена Быхалова.
По ее наблюдениям, наибольшие всплески бронирований происходят после того, как заканчиваются дни свободной продажи билетов на матчи. Так, 31 января завершится продажа билетов путем случайной жеребьевки, которая началась 5 декабря. И счастливчики, ставшие обладателями пропусков на матчи, поспешат зарезервировать номера в отелях. Следующая волна ожидается после 13 марта — 3 апреля, когда будут продавать билеты в порядке очереди.
"Провал подкосит весь год"
Участники гостиничного рынка констатируют: продажи в этом году идут хорошо, в том числе и на период мундиаля. "Мы опасались, что в дни чемпионата гости поедут только на пару дней, но опасения не оправдались", — признается руководитель службы бронирования и продаж арт-отеля "Деметра" Евгения Эрдман.
Представители "Новотеля" прогнозируют, что сентябрь в этом году будет куда более успешным, чем раньше, так как туристический сезон из-за чемпионата сдвинется на месяц в сторону осени. А по мнению Кирилла Сумина из сети "Невские отели", большим спросом будут пользоваться и февраль-март: "В этом году на праздничные дни 23 Февраля и 8 Марта выпадают длинные выходные, и эти дни очень энергично бронируются".
Впрочем, не все отельеры одинаково оптимистичны. "Наши ожидания от 2018 года были выше", — сдержанно комментирует спрос Елена Львова, директор по продажам и маркетингу "Гранд-отеля "Эмеральд".
Особенно сложно обстоят дела с периодом чемпионата мира по футболу у тех гостиниц, которые заключили соглашения с "Матч аккомодейшн" (МА, учрежденное государством официальное агентство, которое занимается, в частности, размещением официальных делегаций чемпионата). Договор с МА — это определенный риск, поясняют эксперты. В договоре есть два варианта развития событий, и, подписывая договор, вы не знаете, какой вариант будет в вашем случае. "То есть к вам приедет либо официальная делегация FIFA, либо спонсоры. В первом случае отмена бронирования может произойти за день до заезда. Петербургские отели на высокий сезон бронируются за 2-3 месяца. И продать освободившиеся места за день-два почти нереально. Ведь МА просит 80% номерного фонда! Так что могут быть очень печальные последствия. До последнего момента отель должен держать эти номера, а прямо перед заездом может прийти аннуляция", — рассказывает один из участников рынка.
"Действительно, отели среднего ценового сегмента бронируются достаточно активно. Многие отели высокого сегмента, в том числе мы, отдали МА не весь номерной фонд, а скорее даже меньшую его часть. Но и это количество номеров, по нашему опыту, продается без ажиотажа. Когда МА выпустит непроданные номера, станет очевидным реальное предложение на рынке. Сейчас основная работа ведется с прямыми запросами от агентств и корпоративных клиентов. Возможно, часть номерного фонда мы выпустим в онлайн-продажу ближе к датам чемпионата. По опыту Бразилии, значительная часть бронирований реализовалась меньше чем за месяц до начала игр. На сегодняшний день мы наблюдаем наибольший интерес к играм с участием России и полуфиналу", — говорит генеральный директор отеля Domina St Petersburg Кристина Кузнецова.
"Большую часть отеля на период чемпионата зарезервировали для FIFA, но они пока продали очень мало номеров. И теперь мы ждем часа Х, когда сможем самостоятельно продавать номера. Это произойдет в конце января. Но это было ожидаемо: похожая ситуация сложилась и в прошлом году, во время игр Кубка конфедераций. Для нас Международный петербургский экономический форум — гораздо более интересное мероприятие с точки зрения прибыльности", — признается Мария Малинина, менеджер отдела бронирования "Гранд-отеля "Европа".
В Park Inn отмечают, что большого количества заявок от клиентов на этот год нет. "Самый большой вопрос, от которого будут зависеть итоги всего года, а также будущее рынка, — это как пройдет чемпионат. Если будет какой-нибудь провал с организацией чемпионата, то это подкосит весь год. Когда планировались бюджеты на текущий год, ожидания от этого события были очень большие", — тревожатся представители Park Inn.