Георгий Полтавченко выразил надежду, что Петербург сможет принять 17 млн туристов. "ДП" выяснил, выдержит ли такой поток городская инфраструктура, а главное — местные жители. Эксперты говорят, что город и петербуржцы не готовы ко многим побочным эффектам массового туризма уже сейчас.
После падения турпотока в 2014-м число туристов в Петербурге с каждым годом только растет. При этом власти могут похвастаться не только количественными показателями, но и качественными. Город уже не в первый раз получает престижную туристическую премию World Travel Awards как лучшее направление в Европе, а путешественники со всего мира обращают все большее внимание на петербургские достопримечательности. По предварительным подсчетам городского комитета по развитию туризма Петербурга, в 2017 году город посетили больше 7,5 млн туристов.
В этом году нас ждут новые рекорды. По словам губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, в 2018 году город готовится принять около 8 млн туристов — тут, вероятно, поможет грядущий ЧМ-2018 по футболу. Впрочем, и 8 млн далеко не предел. По крайней мере, в Смольном заглядывают далеко за горизонт. Так, градоначальник недавно на официальном мероприятии обронил, что Петербург сможет когда-нибудь принять 17 млн путешественников. Эта цифра заставила редакцию задуматься, ведь огромное количество туристов не всегда и не всеми приветствуется (так, для справки: сейчас официально в Петербурге живет 5 млн человек). Наглядный пример того, как отдыхающие могут вызвать гнев местных жителей, вынужденных мириться с повышением цен и толпами приезжих, наводняющих улицы в высокий сезон, — это Венеция, Амстердам и особенно Барселона. В последней горожане негодуют из-за невозможности посетить буквально оккупированный туристами пляж Барселонета и трудностей с поиском жилья, вызванных тем, что владельцы предпочитают втридорога сдавать жилплощади отдыхающим. В результате местные жители закидывают гостей Барселоны яйцами, а также пишут на стенах домов и транспарантах: "Ваш шикарный отдых — моя повседневная проблема".
Жители Барселона выступают против огромного количества туристов в городе, 2014 год.
"ДП" выяснил, готов ли Петербург к озвученной Георгием Полтавченко планке в 17 млн туристов и при каком наплыве гостей горожане начнут вести себя также нетерпимо, как жители Барселоны, пытаясь изгнать любителей достопримечательностей, приехавших из разных уголков планеты.
Проблемы начинаются сейчас
Трудности Барселоны на первый взгляд кажутся очень далекими от Петербурга. Испанский курорт с населением 1,6 млн человек в 2016 году принял около 32 млн туристов. То есть соотношение гостей и местных жителей достигало 20:1. В нашем городе соотношение едва подтягивается к 1,5: на трех туристов приходится два петербуржца. Но есть и общие проблемы, например острая сезонность: большинство все-таки хочет увидеть Петербург в редкие теплые и солнечные дни (ну и, разумеется, в белые летние ночи). Кроме того, ряд опрошенных "ДП" специалистов считает, что трудности с приемом туристов город может начать испытывать уже сейчас, не дожидаясь обещанных 17 млн туристов.
Среди того, с чем петербуржцы уже сталкиваются или столкнутся в ближайшее время, можно отметить очереди в музеи, которые с трудом выдерживают наплыв туристов, и бесконечные пробки, из-за которых невозможно найти место для парковки автомобиля в центре города. Последние две проблемы и так стоят достаточно остро, а огромное количество туристических автобусов, особенно выезжающих на дороги единовременно для того, чтобы развезти круизных туристов, только усугубляет ситуацию.
"Если мы останемся в положении, когда у нас пять-семь привлекательных для туристов центров (Эрмитаж, Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петергоф и Царское село), то нам уже сейчас достаточно тяжело справляться с 7,5 млн с точки зрения трафика, парковок, доступности тех же самых музеев в высокий сезон", — объясняет заместитель директора НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Валерий Гордин.
В качестве примера города, минимизировавшего похожую проблему за счет распределения туристских потоков, Валерий Гордин отмечает Париж. Там огромное количество туристов ограничивается посещением одного только Диснейленда, самого по себе являющегося крайне привлекательным, не нагружая до предела и без того тесный центр города.
Мест больше нет
Глава комитета по развитию туризма Петербурга Андрей Мушкарев объясняет, откуда, собственно, взялась цифра 17 млн туристов.
"В декабре 2016 года Петербург посетил генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи. Была большая встреча с туроператорами, отельерами и городскими властями. И господин Рифаи с учетом данных Всемирной туристской организации сказал, что с учетом текущей инфраструктуры город уже готов принимать 17 млн туристов. Отдельно нужно отметить проблему сезонности: в высокий сезон мы принимаем максимальное количество туристов, загрузка гостиниц составляет порядка 90%. Если мы разложим такую высокую загрузку на весь сезон, то примерно и получим 17 млн туристов. Есть удачные примеры таких городов как, например, Нью-Йорк, где зимой погода не лучше, чем в Петербурге. И здесь наша основная задача — избавиться от сезонности", — говорит он.
Сколько туристов, посетили Петербург в 2014-2017 гг
Источник: gov.spb.ru (приведены предварительные данные по 2017 году), открытые данные
Но с тем, что город прямо сейчас готов к такому наплыву туристов, согласны не все. Непонятно, куда селить такое количество туристов и как опять же с ними справятся музеи, уже сейчас сталкивающиеся с очень большой нагрузкой. Обычным петербуржцам тоже приходится несладко: передвигаться летом по центру города даже пешком — задача и сейчас не из легких, а в дальнейшем может выйти на новый уровень.
"Увеличение туристического потока с 5 млн до 7 млн человек, которое произошло в последние годы, не осталось незамеченным. В летний период количество пешеходов на Невском проспекте уже мешает свободному передвижению по городу. Можно предположить, что дополнительные 3-4 млн туристов приведут к тому, что даже передвижение по центру города станет достаточно затруднительным. Очевидно, что если некоторыми усилиями властей количество туристов вырастет на 3-4 млн, то эти дополнительные туристические потоки в значительной степени (на 70-80%) будут приходиться на летний период. Поэтому, даже если удастся решить проблемы размещения туристов в летний период, возникнет вопрос, что делать с этим гостиничным и арендным фондом зимой", — говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.
Вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин также считает, что 17 млн городу прямо сейчас не принять — для этого должен существенно измениться номерной фонд. "Плюс вопрос в другом: что это за туристы? Если это деловые туристы, то много их в любом случае не приедет. Если это те, кто едет за достопримечательностями, то у нас не выдержат музеи. Чтобы это стало возможным, нужно создавать вокруг Петербурга пояс больших развлекательных комплексов, которые пристраивают номерной фонд, и туристы едут и развлекаются там", — уточняет он.
Избирательное недружелюбие
А вот чего петербуржцы, кажется, могут не опасаться, по крайней мере в ближайшее время, так это существенного роста цен за счет наплыва туристов. Эксперты считают, что переезд структур крупных компаний в Петербург в большей степени сказывается на уровне цен. Впрочем, есть места, которые становятся дорогостоящими для горожан именно из-за туристов.
"Надо четко разделять, где цены, которые зависят от массового туриста (туристам редко интересны товары массового спроса). Сказать, что количество туристов меняет в целом порядок цен, будет неправильно. Но, конечно, мы понимаем, что в высокий сезон рестораны в золотом треугольнике малодоступны с точки зрения наличия мест и стоимости", — объясняет Валерий Гордин.
Он также отмечает, что наплыв гостей едва ли вызовет какую-то психологическую напряженность, гораздо большую роль может сыграть так называемая культурная дискоммуникация. Действительно, помимо экономического аспекта есть и психологический. Неприязнью к туристическим группам можно проникнуться не только из-за того, что где-то выросли цены, а где-то было трудно припарковаться, но и из-за особенностей культуры. Нечто подобное Петербург уже пережил, столкнувшись с наплывом туристов из Китая. Поначалу традициям таких гостей удивлялись отельеры: китайские путешественники мылись прямо на полу, требовали чайник в каждый номер и зачастую не могли объясниться ни на одном языке, кроме собственного. Теперь пришла очередь музейных работников и обычных горожан. Сотрудники объектов культуры этим летом сетовали, что китайские туристы часто трогают все подряд, включая ценные экспонаты, а петербуржцы выражали в соцсетях удивление от поездок с группами азиатских путешественников в "Сапсане", где те с упоением поедали блюда национальной кухни, шумели и зачастую оставляли большое количество мусора.
Помимо удивления, поведение туристов может вызывать у горожан и откровенный негатив: разницу культур они принимают за невоспитанность и неуважение. В то же время наплыв туристов из тех же арабских стран может, в свою очередь, даже напугать особо впечатлительных граждан. Но пока, кажется, город все же готовится встречать гостей из близких по менталитету регионов.
"Город у нас имеет приграничное положение, и туризм развивается по определенным правилам. К нам не может вдруг приехать 5 млн иранцев. Китайцы у нас поехали в большом количестве, так как было подписано соглашение о небольших безвизовых группах. Мы в некоторой степени, наверное, оказались к такому взрывному развитию не готовы. Но мы извлекли из этого соответствующие уроки.
Сейчас мы активно взялись за развитие туризма из Латинской Америки. Это один из перспективных рынков развития, и здесь отдельно нужно отметить, что они нам интересны с точки зрения того, что у их менталитет очень схож с европейским: они все говорят на испанском и на английском, все знают, как путешествовать, нам понятна культура их поведения", — успокаивает Андрей Мушкарев.
“
Чтобы жители Петербурга почувствовали значительное присутствие туристов и дискомфорт, можно взять туристический поток Барселоны и сравнить с ним. Таким образом, получается следующее: чтобы петербуржцы ощутили то же, что и граждане Барселоны, за год город должно посетить более 100 млн человек.
Если реально оценивать такие перспективы, то они недостижимы даже в среднесрочной перспективе. Таким потоком не каждая страна может похвастаться, даже та, у которой туризм одно из ключевых видов заработка.
Однако, чтобы жители города почувствовали неудобство, как минимум, в центре города, где сконцентрированы основные достопримечательности, такого огромного количества туристов не понадобится. Хватит и двукратного увеличения потока туристов.
Иван Капустянский
аналитик Forex Optimum
“
Нельзя не учитывать, что эти новые миллионы туристов возникнут не одномоментно, а в течение нескольких лет. Инфраструктура города также постепенно меняется, что позволяет более эффективно справляться с увеличением числа жителей и туристов. По мере роста туристического потока может быть увеличено количество пешеходных зон, оптимизирована работа общественного транспорта, возможности аэропорта и т.п. Бизнес оперативно отреагирует на растущий туристический поток, как это происходит последние два-три года в стрит-ретейле: перед летом увеличивается количество кафе и ресторанов, магазинов сувениров на основных торговых улицах в центре города. Вряд ли существенный эффект дадут дополнительные 1-2 млн туристов, но еще 3-4 млн уже будут ощутимо чувствоваться, особенно если не произойдет существенных изменений в инфраструктуре.
Владислав Фадеев
руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге