Петербургские компании начинают привлекать десятки миллионов рублей с помощью коммерческих облигаций — долговых бумаг с повышенной доходностью, около 20% годовых. В России в прошлом году подобных бумаг было продано более чем на 2 млрд рублей.
В России набирает популярность новый вид долговых бумаг — коммерческие облигации. Как правило, эмитенты таких облигаций предлагают повышенную доходность (около 20% годовых), но объем выпусков у них небольшой (десятки миллионов рублей). В январе и феврале первые выпуски коммерческих облигаций планируют разместить петербургские эмитенты — операторы сети салонов красоты KISTOCHKI и сети отелей Station, а также девелопер "Норманн". Как говорит гендиректор ООО "БондиБокс" (это организатор всех трех выпусков) Павел Биленко, на очереди еще несколько эмитентов подобных облигаций, в том числе и не петербургских.
Развитию рынка облигаций способствует политика Центробанка РФ, представители которого не раз выражали мнение, что компании должны как можно активнее финансироваться на рынке ценных бумаг, давая заработать инвесторам. А инвесторы должны искать другие инструменты сбережений, помимо вкладов.
Заем на кончиках пальцев
Первой из петербургских компаний размещать коммерческие облигации планирует ООО "Опилки", управляющее сетью студий маникюра и педикюра KISTOCHKI. Как рассказал Павел Биленко, выпуск будет пробным, его объем составит 10 млн рублей. Продать бумаги нескольким инвесторам — физическим лицам компания собирается до конца января 2018 года. Книга заявок была закрыта в пятницу, 26 января. Доходность бумаг составит 22% годовых. Срок обращения — 1 год. Купонный доход будет выплачиваться ежеквартально. Сеть KISTOCHKI на данный момент состоит из 15 студий. В 2018 году планируется открыть еще более 10 новых студий в разных районах Петербурга и Ленобласти.
"Выпуск коммерческих облигаций позволит привлечь 10 млн рублей на открытие новых салонов", — рассказала Елена Кочерова, финансовый директор компании. По ее словам, ООО "Опилки" использует и другие финансовые инструменты. Так, один из салонов был открыт за счет привлечения в качестве партнера инвестиционного фонда. Компания пользуется и банковским финансированием. Например, на кредиты overdraft закупает дополнительное оборудование и материалы перед высоким сезоном. "Мы также не исключаем вариант использования бизнес–ипотеки для покупки помещений. Банки обычно готовы финансировать кредитами до 85% стоимости помещений", — сказала Елена Кочерова.
Размер прибыли и выручки сети KISTOCHKI она раскрыть отказалась, но пояснила, что до сих пор развитие сети шло в основном за счет прибыли.
Павел Биленко оценил расходы ООО "Опилки" на выпуск 10–миллионного выпуска коммерческих облигаций примерно в 0,5 млн рублей, или в 5% привлеченной суммы. Основные статьи расходов — плата за регистрацию и вознаграждение организатора. Но, по его словам, при увеличении суммы займа удельные расходы будут ниже. Более крупные выпуски облигаций ООО "Опилки" может выпустить, если на них будет спрос со стороны инвесторов. "Аппетит инвесторов обычно увеличивается после получения первых купонных выплат, — улыбается Павел Биленко. — Тогда они звонят и спрашивают, нельзя ли докупить еще какое–то количество похожих бумаг". Опыт подобного общения с клиентами у "БондиБокс" есть, поскольку компания уже продавала им облигации не петербургских эмитентов.
Однако, предполагает Павел Биленко, следующие выпуски облигаций ООО "Опилки" могут быть менее доходными, поскольку эмитент уже не будет переплачивать за дебют. Возможно, это будут не коммерческие облигации, а биржевые, если компания представит инвесторам публичную отчетность.
Облигации вместо денег дольщиков
В феврале 2018 года на рынок коммерческих облигаций намеревается выйти строительная компания "Норманн". Ее генеральный директор Борис Бросалин сообщил "ДП", что объем займа составит 100 млн рублей, срок обращения — 3–5 лет, а доходность — около 17% годовых.
По словам топ–менеджера, "Норманн" имеет опыт подготовки к размещению бондов: в 2008 году компания зарегистрировала проспект облигаций и планировала разместить дебютный выпуск, но конъюнктура долгового рынка резко испортилась из–за череды дефолтов корпоративных эмитентов, поэтому дебют так и не состоялся.
"Сейчас ситуация у всех строительных компаний примерно одинаковая, — констатирует Борис Бросалин. — Закон 214–ФЗ радикально поменялся, строить на деньги дольщиков становится проблематично, и мы ищем альтернативные источники средств. Мы решили пойти по знакомому пути — начать с небольшого займа, а потом увеличить объемы привлечения средств". Следующие выпуски облигаций "Норманн", вероятно, будут не коммерческими, а биржевыми. Ближайший из них планируется разместить в апреле 2018 года.
Еще одним петербургским эмитентом коммерческих облигаций может стать группа компаний "Станция", управляющая сетью отелей Station. В сети сейчас семь отелей с общим фондом 332 номера. Компания в феврале 2018 года вводит в строй свой восьмой, самый крупный отель на 105 номеров. Он будет расположен по адресу: Лиговский проспект, 1.
Как рассказал старший партнер ГК "Станция" Алексей Чернушевич, группа пока выбирает между выпуском коммерческих облигаций на 50 млн рублей и биржевых облигаций на 200 млн. Приемлемой доходностью заимствований он называет 18% годовых с учетом всех дополнительных издержек.
Куда послал регулятор
Коммерческие облигации российским компаниям разрешено выпускать с 2014 года, когда в законе "О рынке ценных бумаг" появились поправки, описывающие этот вид бондов. Но активизировался этот рынок в прошлом году, когда эмитенты выпустили на рынок коммерческие облигации почти на 3 млрд рублей. Причем у большей части из них, на сумму более 2 млрд рублей, доходность первых купонов превышала 12% годовых (см. таблицу).
От обычных корпоративных и биржевых облигаций коммерческие отличает, в частности, то, что они не обращаются на бирже. По словам Павла Биленко, вторичное обращение облигаций будет организовано на внебиржевой торговой площадке, которую "БондиБокс" создаст весной 2018 года. Подобная площадка есть у московского ООО "ИК "Септем Капитал", организовавшего несколько выпусков коммерческих облигаций.
"Центробанк РФ задал вектор, чтобы компании привлекали деньги на рынке и чтобы инвесторы им эти деньги давали. Для этого упрощается процедура эмиссии ценных бумаг, вводятся налоговые льготы для покупателей акций и облигаций. Мы, выводя на рынок новые компании, действуем в соответствии с этим вектором", — считает Павел Биленко.
“
Наша группа компаний не является собственником зданий, в которых расположены наши отели. Так что у нас нет залогов для обеспечения кредитов, но есть денежный поток. В связи с этим поиск пассивов для развития приводит нас к публичным заимствованиям у инвесторов, которых интересует как раз стабильный денежный поток, позволяющий обслуживать заем. Таким образом мы перескакиваем через этап банковского кредитования и сразу выходим на рынок облигаций, чего, в общем, и добивается Центробанк РФ, сильно упростивший в последние годы процедуру выпуска облигаций.
Алексей Чернушевич
Старший Партнер Гк "Станция"
“
Коммерческие облигации в России задумывались как аналог того, что на Западе называется commercial papers. То есть это бумаги, предназначенные для краткосрочных заимствований, на период до года. Но если посмотреть статистику американского и европейского рынков, то львиная доля таких заимствований происходит на срок до 3 месяцев. В России же этот инструмент получил распространение как канал выпуска высокодоходных бондов для компаний, которые хотят выйти на рынок с небольшими объемами выпусков, 25–50 млн рублей.
Сергей Лялин
генеральный директор группы компаний Cbonds
“
При выборе инструмента фондирования для развития нашей сети ломбардов мы остановились на коммерческих облигациях и в ноябре 2016 года разместили первый выпуск на сумму 30 млн рублей. На тот момент портфель займов ломбарда составлял более 30 млн рублей. За 2017 год мы разместили еще три выпуска облигаций общим объемом 115 млн рублей, а в ноябре погасили первый выпуск. Портфель на конец декабря 2017 года вырос до 133 млн рублей. Доходность наших облигаций при размещении снизилась с 33% годовых по первому выпуску до 23% по четвертому.
Алексей Весновский
Управляющий Партнер ООО "Ломбард Мастер"
“
Тему выпуска коммерческих облигаций мы не изучали. Выбрали для себя более традиционный путь — планируем в этом году, в апреле–мае, выпустить биржевые облигации. Предварительно общий объем выпуска составит 10 млрд рублей, а первый транш будет на 2–3 млрд рублей. Привлеченные средства направим на финансирование новых проектов. Сейчас финансирование строительства за счет продаж жилья на ранних стадиях неэффективно. Рыночная цена несправедлива. Выход на биржу позволит нам продавать жилье позже и дороже.
Василий Селиванов
Руководитель Холдинга "Легенда"