Запуск сразу пяти станций метро в этом году подстегнет развитие торговой недвижимости во Фрунзенском и Приморском районах Петербурга. В окрестностях новых станций ожидается рост ставок аренды на 10-20%.
Через несколько месяцев в Петербурге появится сразу пять новых станций метро. Открытие новых станций приурочено к проведению чемпионата мира по футболу. В непосредственной близости к стадиону находятся две новые станции — "Беговая" и "Новокрестовская", они дополнят Невско-Василеостровскую линию метро. Станции "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары" (Южная) образуют Фрунзенский радиус. Все пять станций должны начать работу в мае.
Выгодное соседство уже к концу года может привести к повышению стоимости аренды качественных помещений. По данным Knight Frank St Petersburg, сейчас стоимость аренды в районах будущих станций составляет 1,5-2 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, а с появлением метро рост ставок может составить 10-20%.
"Арендаторы очень осторожно относятся к информации об открытии станций, поэтому помещения не дорожают сразу после того, как заявляется строительство. Помещения с витринными окнами, качественной планировкой и парковкой станут дороже, а вот ставка на неликвидные помещения может остаться неизменной", — говорит Анна Лапченко, руководитель отдела стрит-ретейла Knight Frank St Petersburg.
Станции у моря
Наиболее заметным для рынка торговой недвижимости станет запуск станции "Беговая", которая расположена в густонаселенном Приморском районе (более 500 тыс. жителей). Сравнительно недалеко от нее расположены ТРК "Меркурий", ТРК "Атлантик Сити", ТРК "Питерлэнд", ТЦ "Гарден Сити". В самом выигрышном положении "Атлантик Сити", на парковке которого строится выход станции метро "Беговая", но ТРК "Меркурий" также ощутит на себе влияние новой станции, — ожидают в Colliers International в Петербурге. В холдинге "Адамант" (управляет ТРК "Меркурий") уверены, что вырастет и посещаемость комплекса, и его привлекательность для арендаторов. В "Адаманте" планируют повышение ставок аренды, но связывают это не столько с ожидаемым открытием метро, сколько с повышением уровня объекта после его недавней реконструкции.
К открытию станции метро "Беговая" комплекс "Атлантик Сити" стал готовиться заранее и провел реновацию торговых площадей. В компании ожидают значительного прироста числа посетителей, поэтому будут увеличивать ставки аренды в торговом комплексе. А вот ставки аренды в одноименном бизнес-центре компания оставит на прежнем уровне, так как при их расчете уже учитывались планы метрополитена.
"По нашим оценкам, наибольший трафик будет у станции метро "Беговая", — говорит Анна Лапченко. — Возле "Проспекта Славы" тоже есть качественные торговые помещения, но в Купчино много других станций метро, и пешеходные потоки распределятся". Как ожидают в Knight Frank St Petersburg, после запуска станции метро "Проспект Славы" рядом поменяется 10% арендаторов, по соседству со станцией "Беговая" — до 20% арендаторов.
Станция "Новокрестовская" будет работать только на посетителей нового стадиона, стрит-ретейлу здесь просто негде развиваться, отмечает Анна Лапченко, однако не исключает, что в будущем возможно появление летних пивных ресторанов на отрытом воздухе. Действующие рестораны на Крестовском острове тоже предвкушают перемены. Так, представитель ресторанов "Карл и Фридрих", "Русская рыбалка", "Альпенхаус" ожидает только положительного эффекта от открытия метро: "У гостей будет возможность выбора более комфортного и удобного для них маршрута. Рассчитываем, что это станет поводом для наших постоянных гостей заглядывать к нам почаще".
Величину притока посетителей эксперты оценить затрудняются. Однако известно, что при закрытии станции на ремонт, например, снижение продаж в соседних с ней точках может превышать 40%. Так, представитель сети книжных магазинов "Буквоед" говорит, что финансовые показатели их магазина площадью 100 м2 возле станции метро "Лесная" в прошлом году сократились на 43-45% с закрытием станции и пока не выровнялись. Однако подчеркивают, что трафик метро — не единственный фактор, влияющий на успешность магазина, конечно, есть и другие показатели: конкретная локация, отсутствие или наличие навигации, платежеспособность местной публики. Например, открытие станции метро "Адмиралтейская" никак не повлияло на показатели "Буквоеда" на Невском проспекте, 13.
Фрунзенский радиус
Запуск станции метро "Проспект Славы" может привести к росту трафика в ТРК "Южный полюс", который принадлежит холдингу Fort Group. Правда, в компании больших перемен не ждут. В пресс-службе Fort Group подчеркивают, что ни закрытие, ни возобновление работы станции метро "Лесная" не повлияло на посещаемость ТРК "Европолис". "Это региональный торгово-развлекательный комплекс, ориентированный прежде всего на автомобилистов из Ленобласти и жителей соседних районов. В предновогодние и праздничные дни (после открытия станции метро "Лесная" после ремонта) отмечен рост трафика, однако напрямую связывать это с открытием станции метро нельзя".
Возле будущей станции "Дунайская" нет сложившегося рынка торговых помещений, дома строились без учета коммерческих площадей на первых этажах, констатируют в Knight Frank St Petersburg. По этой причине открытие метро, конечно, повлияет на развитие стрит-ретейла, но до появления качественных помещений район будет востребован у ограниченного круга арендаторов.
В сети "Максидом", чей магазин расположен на Дунайском, 64, роста выручки не ждут, поясняя, что их покупатели в основном автомобилисты. "Если бы мы были сетью алкомаркетов или продавали товары импульсного спроса, открытие метро существенно бы повысило наши продажи, — объясняет член совета директоров "Максидома" Мария Евневич, — в нашем случае улучшение транспортной ситуации точно не сделает нам хуже, но вряд ли существенно увеличит трафик в нашем гипермаркете. Разве что кто-то зайдет за бытовой химией по дороге от метро к дому".
В "Евразии" позитивным эффектом от открытия метро называют удобство для работников ресторана, большинство из которых ездит на работу на общественном транспорте.