Дилер "Эльва Моторс" закрыл продажи автомобилей в Петербурге и планирует развиваться в Пскове. Там компания получила франшизу Ravon, а также продает Ford и Scoda. Владельцы автоцентров в регионах говорят, что там работать значительно выгоднее, чем в Петербурге.
Дилер "Эльва Моторс" работает с 2006 года и владеет двумя автоцентрами — в Петербурге и Пскове. В 2015-2017 годах компания в Петербурге поэтапно закрыла продажи Jeep, Fiat, Chrysler, Ssan Yong, оставив в салоне на улице Типанова мультибрендовый сервис.
Как рассказал "ДП" управляющий директор "Эльва Моторс" Сергей Еремин, в Пскове дилер получил в прошлом месяце бренд Ravon и продает его в арендованном центре на 1,6 тыс. м2, где с 2016 года открыты продажи Ford и Scoda. Еще раньше в Пскове "Эльва Моторс" продавала марки Ssan Yong и Daewoo, но в 2014 году свернула продажи, сосредоточившись на сервисном обслуживании. По СПАРК, выручка компании в 2016 году составила по всем юрлицам 295 млн рублей. В Пскове в 2017 году компания продала 350 машин, что на 20% больше, чем годом ранее. Компания принадлежит Александру Киму.
Как говорит Сергей Еремин, в Петербурге единичным центрам, которые продают не массовые или не премиальные марки, работать довольно непросто. "Многие дилеры в Петербурге демпингуют. В регионах в этих вопросах гораздо проще. С одной стороны, там и более узкий рынок, меньше платежеспособного спроса, а с другой — конкуренции почти нет", — поясняет он.
"Несмотря на рост рынка в 2017 и благоприятный прогноз на 2018 год, рентабельность автобизнеса по-прежнему крайне низка, а дилеры чрезвычайно зависимы от портфеля брендов. В данном случае мультибрендовый сервис — это, пожалуй, единственная стратегическая альтернатива для того, чтобы остаться в автобизнесе либо дождаться на плаву покупателя своих активов", — говорит автоэксперт Евгений Пекарский.
По данным "Auto-Dealer-СПб", в Псковской области в 2017 году было продано 2338 машин, в 2016 году — 1965, в 2015-м — 2163.
"По сравнению с 2016 годом рынок Псковской области немного подрос. На нем представлено около 10 массовых брендов. Думаю, в 2018 году регион продемонстрирует динамику, которая будет близка к динамике рынка России. Что касается получения петербургским дилером франшизы Ravon, то это подходящая дешевая машина для Псковской области, где платежеспособный спрос как раз на уровне автомобилей за 400-700 тыс. рублей. Например, в Пскове лидер среди иномарок — Renault, а не Hyundai, как в Петербурге. Причина — наличие в модельном ряде марки более дешевых авто типа Logan или Sandero", — говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto-Dealer-СПб".
Среди петербургских дилерских компаний активы в регионах есть у ГК "Терра Авто", ГК "Аксель", "ОАК-РРТ", ГК "Мега-Авто", "Автоцентр Петровский" (в Москве), ГК "Авто Премиум". Владельцы компаний говорят, что в регионах работать значительно выгоднее, чем в Петербурге, где конкуренция высока, дилерские сети слишком раздуты, а маржи почти нет.
"В Петербурге мы прекратили развитие еще 6 лет назад, здесь экономика дилерского бизнеса оставляет желать лучшего. Продолжаем развиваться в Архангельске и Мурманске, где эффективность совсем другая. Там нет такого жесткого демпинга, и рентабельность на порядок выше", — говорит управляющий директор ГК "Аксель" Александр Кумпан.
"Мы работаем в Пскове, там не такой высокий платежеспособный спрос, как в Петербурге. Но при этом нет и такого разнообразия брендов, отсюда низкая конкуренция, которая позволяет нарастить портфель и работать вполне эффективно", — добавляет основной владелец ГК "Терра Авто" Владислав Рыдаев.
"Наши автоцентры находятся в Твери. Там тяжело работать из-за демпинга, который позволяют себе московские дилеры — он хуже, чем в Петербурге", — отмечает совладелец ГК "Авто Премиум" Алексей Николаев.