Петербургские дорожники прогнозируют новые трудности и проблемы

 

Не хватает проектов

Дорожники гадают, стоит ли ожидать новых крупных инфраструктурных проектов в Петербурге или после чемпионата мира по футболу интерес чиновников к дорожному строительству угаснет.
Дорожно–строительные компании рассчитывают на генподряд в больших проектах, но их в этом году ожидается очень немного. Это вызывает изрядное беспокойство, говорят предприниматели.
В зоне внимания многих дорожников — проект в рамках концессии по строительству сети высокоскоростного трамвая.
Впрочем, основное внимание приковано все же к другому проекту. В конце года в зависимости от сроков готовности проекта дорожники смогут претендовать на подряды по строительству первого участка Восточного скоростного диаметра (ВСД), который пройдет от Западного скоростного диаметра (ЗСД) до Витебского пр.
Напомним, это вторая платная трасса в черте Петербурга, которая пройдет внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов и предусматривает переход через реку Неву в створе Фаянсовой и Зольной ул.
Протяженность перспективной трассы — 22,9 км. Из них 8,7 км пойдут по Ленобласти, 14,2 км — по территории города. При этом протяженность от Благодатной до кольцевой составит 16,7 км. Областные 2,5 км от границы Петербурга до КАД будут включены в зону ответственности города.
Дорожники дают самые разные прогнозы о том, какую часть работ по этому проекту в 2018 году успеют проделать чиновники. Есть мнение, что завершится проектирование.
К слову, многие подрядчики высказывают удивление по поводу того, что стройку, похоже, собираются начать не с самой нужной для городской инфраструктуры части ВСД — моста, а с участка от Витебского пр., где пока нет постоянных пробок.
Но есть и другие прогнозы: о том, что инвестор на так называемый второй ЗСД вообще не найдется, поскольку концессия по ЗСД на практике работает совсем не так, как описывалась в плане, и вызывает массу вопросов как со стороны чиновников, так и со стороны концессионера. В таком случае проект может затянуться надолго, ведь он предполагает интерес бизнеса.
Еще один прогноз по ВСД — решение чиновников вовсе отказаться от концессии и строить трассу в рамках госзаказа с привлечением федерального финансирования.
Сырье

Бесценный асфальт

Для дорожно–строительных компаний один из важнейших вопросов — стоимость асфальтобетонных смесей. По прогнозам ГК «АБЗ–1» (производство таких смесей — одно из основных направлений работы ГК), объем этого рынка сохранится на уровне 2017 года и составит 4,4–4,5 млн т. Также возможно увеличение количества наименований продукции у производителей асфальтобетона в связи с разными требованиями заказчиков и как итог — рост цен на продукцию, говорят дорожники. В целом сырье продолжит дорожать в пределах 10–20 %, по прогнозам нескольких собеседников «ДП» в отрасли. Что касается показателя интенсивности работы в отрасли, то он всегда зависит от сезона. Но в этом году в июне–июле будет спад, связанный с проведением чемпионата мира по футболу, прогнозируют дорожники. Максимальную загрузку стоит ожидать весной и осенью. В итоге будет локальный дефицит производственных мощностей.
Планы

Ставка на продажи

Дорожники прогнозируют новые трудности, с которыми до сих пор никто в отрасли не сталкивался. Так, ужесточение весогабаритного контроля при автоперевозках строительных материалов может привести к увеличению себестоимости дорожно–строительных работ, говорят они. Переход к расширенному банковскому сопровождению по большинству строительных контрактов может привести к усложнению взаиморасчетов между участниками строительства и негативно отразиться на финансовом положении подрядчиков, поделились собеседники «ДП» своими опасениями. Отвечая на вопрос о том, на что лучше делать ставку в этом году, участники рынка говорили об инвестировании в инфраструктуру с целью повышения эффективности производственных центров, об инвестициях в создание и развитие продаж новых продуктов, а также о планах вкладываться в информатизацию предприятия с целью повышения качества управления.
События

Все в Крым

Главным событием в году игроки дорожно–строительного рынка называют прежде всего чемпионат мира по футболу. Не было ни одного собеседника, не упомянувшего это мероприятие. О ЧМ–2018 говорили даже те, кто футболом не увлекается. Вероятно, дело в том, что именно он мотивировал чиновников на строительство новых дорогостоящих объектов и тем самым обеспечивал дорожников работой. Кроме ЧМ–2018 важными событиями называют финальную стадию строительства трассы М–11 и начало реализации проекта «Восточный скоростной диаметр », описанного выше. Подрядчики опасаются, что крупнейшие проекты ждут их не на территории Петербурга, а в других регионах. Интересно, что многие петербургские дорожники делают ставку на Крым и называют его развитие важнейшим для отрасли событием и источником инвестиций. Несколько собеседников «ДП» намекали, что ожидают переход курирующего их отрасль чиновника в этот регион.
160 млрд рублей — в такую стоимость оценивается строительство Восточного скоростного диаметра. Проект будут строить в рамках государственно–частного партнерства. Среди потенциальных инвесторов — Евразийский банк развития и ВТБ.
Работы будет мало. Конкуренция на региональном рынке вырастет. В итоге крепкие игроки из числа новичков или небольших компаний вынуждены будут уйти в другие регионы, а возможно, даже с рынка. Кроме того, выборы президента окажут влияние на все отрасли, и дорожное строительство не исключение. Чемпионат мира по футболу также хороший тест. Дорожники много сделали (в том числе за свой счет), готовя его инфраструктуру. Эффективность этих вложений, то, сколько средств заработает регион (их можно будет затем направить в том числе на реализацию новых проектов), — все это находится в прямой зависимости от того, насколько безупречно свою работу выполнят структуры, ответственные за организацию чемпионата и прием гостей.
Елена Лашкова
генеральный директор ГК «Геоизол»
Прогнозы неутешительные. Адресная инвестиционная программа (АИП) нацелена в основном на завершение начатых проектов. Сегодня из больших объектов, готовых к реализации, только один реальный — это реконструкция Лиговского путепровода. Конкурс на выбор подрядчика еще не объявлен, но в АИП на 2018 год он есть. Кроме того, с учетом завершения работ по строительству «Лахта центра» в АИП в рамках реконструкции Приморского шоссе намечена реализация проекта для обеспечения подъезда к деловому кварталу — этап 2.1, но на этом, надеюсь, не закончится. В случае поправок, которые ожидаются, скорее всего, будут внесены дополнительные объекты. Возможно, появится этап 2.2 и строительство магистралей М–32 и М–49. Из ключевых событий транспортной отрасли Петербурга в 2018 году - завершение весной строительства объектов к Чемпионату мира по футболу - моста в районе о. Серный, который строит наша компания, и объектов коллег – двух этапов строительства продолжения участка набережной Макарова.
Владимир Шмидт
генеральный директор ЗАО «Пилон»
Что можно прогнозировать в отрасли, в которой ничего не меняется? Мой прогноз: рынок будут контролировать те же несколько ключевых игроков, что и в последние годы. Остальные будут подстраиваться под них, надеяться на субподряды. Хорошо, что хоть череда банкротств прекратилась, полагаю, что она не возобновится. Все объекты, на которые могут претендовать подрядчики, настолько предсказуемы, что даже скучно. Новых проектов не появляется. Единственное, за чем я с интересом наблюдаю, так это за тем, как Росавтодор начинает внедрять новые асфальтовые смеси на своих объектах. Но это, как вы понимаете, федеральные объекты на территории Петербурга. Появляются новые тех требования в их конкурсной документации. Давно пора это сделать, ведь такие технологии во многих странах уже вовсю применяются не первое десятилетие.
Артур Данчаров
генеральный директор ООО «Спецстрой»