Рост перевозок, внедрение цифровых технологий на транспорте, а также новые станции и причалы

 

Замедление роста

Представители транспортного комплекса, воодушевленные успехами прошлого года, не сомневаются, что в 2018 году рост их оборотов продолжится, однако меньшими темпами, чем в 2017 году.
Конечно, в каждой отрасли транспортного сектора экономики ситуация будет развиваться по–разному, но в общем опрошенные «ДП» представители транспортного комплекса настроены позитивно. А что, например, грустить железнодорожникам? Погрузка по многим видам грузов у них сокращается. Так, объем грузов, перевезенных по Октябрьской железной дороге за прошлый год, сократился на 1,9%, и даже если этот тренд сохранится в 2018 году, то это еще не повод для расстройства, поскольку растет грузооборот — экономический показатель, учитывающий не только объем перевезенного груза, но и расстояние, на которое этот груз перевезен. Проще говоря: железнодорожники возят меньше, но дальше, а главное — дороже. Правительство РФ в 2018 году утвердило увеличение грузового тарифа железнодорожникам на 3,9%, включая дополнительную надбавку 2% на ремонт инфраструктуры. Общее увеличение тарифа в следующем году составит 5,4%, что очевидно выше предполагаемого сокращения погрузки.
Что касается пассажирских перевозок по железной дороге, вероятнее всего, позитивный тренд сохранится в пригородных перевозках и перевозках дальнего следования благодаря развитию высокоскоростного движения. Этот вид перевозок продолжит приносить прибыль, а вот традиционные пассажирские перевозки, особенно в плацкарте, продолжат генерировать убытки, которые будут покрываться субсидиями из федерального бюджета.
На рост пассажиропотока рассчитывает и Пулково. В прошлом году он обслужил рекордное число пассажиров — 16,1 млн человек, это на 21,6% превышает результат 2016 года. В этом году управляющее аэропортом ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) ожидает замедления темпов прироста. Трафик в 2018 году может вырасти на 10% по сравнению с 2017–м, прогнозирует коммерческий директор ВВСС Евгений Ильин. Хотя, возможно, это очень скромный прогноз, не учитывающий возобновление авиасообщения с Египтом, что, по словам главы Минтранса Максима Соколова, может произойти с февраля.
Автомобильные перевозчики тоже прогнозируют увеличение грузооборота за счет роста экспорта. При этом они рассчитывают поднять рентабельность за счет внедрения передовых технологий.
Технологии

Цифровизация логистики

Главный тренд этого года — внедрение цифровых технологий на транспорте. Многие участники рынка заявили «ДП» о разработке и применении новых программных продуктов с целью повышения эффективности бизнеса. Так, грузоперевозчики говорят о запуске программных продуктов, основанных на технологии blockchain, что сократит документооборот в перевозке грузов, предотвратит мошенничество с доставкой, сократит расходы на транспортировку. Все участники цепочки поставок могут получить доступ к необходимой информации. Городской общественный транспорт тоже увлечен совершенствованием цифровых технологий. Например, «Пассажиравтотранс» планирует в этом году внедрить услуги активации электронного проездного билета «Подорожник» в автобусе после пополнения счета на домашнем компьютере или с помощью смартфона. Пока активация возможна только в вестибюлях метро, что создает неудобства пассажирам, требует времени.
Чемпионат

Большая игра — большие беды

Подавляющее большинство опрошенных «ДП» бизнесменов, связанных с транспортом, отметили, что наибольшую тревогу в этом году у них вызывает грядущий чемпионат мира по футболу.
Уже ходят слухи об ограничениях движения в морском порту. Это может внести определенные коррективы в номенклатуру грузопотока многих стивидорных компаний, полагают портовые операторы, отмечая, что ясности в этом вопросе пока мало, однако любые ограничения однозначно негативно отразятся на грузопотоке порта.
Больше всех могут пострадать автобусные компании, организующие заказные пассажирские перевозки. Предполагается, что во время чемпионата заказным автобусам запретят въезжать на территорию городов–хозяев, что однозначно негативно отразится на перевозке туристов. Исключение составит только транспорт, получивший специальное разрешение МВД. Сложности прогнозируют и городские перевозчики.
Инфраструктура

Новые станции и причалы

В 2018 году планируется открыть пять новых станций метрополитена: «Новокрестовскую», «Улицу Савушкина» (вариант названия — «Беговая»), «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары» («Южная»). В развитие метро в этом году планируется направить почти 17 млрд рублей.
Кроме подземки в этом году предполагается начать проектирование второй очереди реконструкции аэропорта Пулково, пассажиропоток которого приблизился к пределу пропускной способности существующих мощностей — 17 млн пассажиров в год.
Также у города есть планы по реконструкции пассажирских причалов. Вскоре должно завершиться проектирование реконструкции причальных комплексов и пунктов пропуска на наб. Лейтенанта Шмидта и Английской наб. (входят в границы морского порта Большой порт Петербург). Правда, о точных сроках начала строительно–монтажных работ на причалах пока ничего не известно.
59,1 млн т грузов может обработать порт Петербурга по итогам 2018 года, если грузопоток будет расти не медленнее, чем в прошлом году. Наибольший вклад (70%) в прирост совокупного грузооборота внесли контейнерные грузы и минеральные удобрения.
Спрос на автомобильные грузоперевозки в 2018 году будет расти, хотя темп роста и будет различным в течение года. Связано это в первую очередь с конъюнктурой, рядом геополитических и экономических факторов. Негативное влияние на отрасль будут оказывать общее снижение рентабельности перевозок и связанная с этим необходимость оптимизации процессов. Если заглянуть в недалекое будущее, то выживет та транспортная компания, которая сможет лучше остальные оптимизировать (по финансовым затратам, времени, другим ресурсам) свои процессы. Это позволит ей быть более конкурентной на рынке и продолжать эффективно работать при постоянно снижающейся рентабельности. В 2016–2017 годах мы плотно работали над оптимизацией.
Артем Баршай
генеральный директор «СоюзХимТранс Авто»
В текущем году мы рассчитываем увеличить грузооборот компании по отношению к 2017–му за счет роста грузопотока традиционных грузов, например, черных металлов, а также усилить относительно новые направления бизнеса — в частности, привлечь значительный дополнительный объем контейнерных грузов. Так, например, до конца года мы должны удвоить контейнерооборот компании. И самая главная задача — это обеспечить высокую эффективность работы за счет оптимизации бизнес–процессов, разработки новых технологий перевалки, использования нового оборудования. В 2018 году мы планируем закупить порядка 25 единиц новых машин внутрипортовой механизации. Одним из важных приобретений в текущем году станет покупка двух портальных кранов грузоподъемностью до 40 т каждый, что позволит существенно повысить производительность работы на причалах.
Владислав Жуков
управляющий директор АО «Морской порт Санкт–Петербург»
В новом году, как и всегда, мы будем отталкиваться от потребностей наших клиентов. Предугадывать их желания и автоматизировать процессы, что поможет улучшить качество обслуживания и стать ближе к грузоотправителям. Одна из точек роста рынка находится в сегменте отправок малых и средних компаний, а также индивидуальных предпринимателей. Поэтому мы взяли вектор на открытие не только полноформатных терминалов, но и небольших пунктов выдачи и получения в центре городов и в спальных районах. Только в прошлом году в Москве и Петербурге было запущено около 10 таких подразделений.
Фарид Мадани
генеральный директор ГК «Деловые линии»