За январь компания "ВАД" Валерия Абрамова и Виктора Перевалова, которая год назад сменила юридический адрес с Петербурга на Вологду, получила пять контрактов на сумму свыше 3,7 млрд рублей, оказавшись единственным участником конкурсов.
За поэтапный ремонт и строительство автотрассы Р-21 "Кола" отвечает Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск Федерального дорожного агентства". Работы ведутся с 2014 года. Тогда АО "ВАД" получило свои первые два контракта на этом проекте, их общая стоимость составила более 4,44 млрд рублей.
На старте проекта капремонта "Колы" ВАД пришлось состязаться с конкурентами: в одном из конкурсов с ним соперничало ЗАО "Буер", в другом — ООО "БалтМостСтрой". Но позже подряды стали доставаться ВАД без конкуренции. Причем не только на трассе "Кола", но и при контрактовке на дорожных стройках Калининграда, Мурманска, Карелии и других регионов Северо-Запада. Так, в 2017 году, по данным сайта zakupki.gov.ru, ВАД заключил с государственными заказчиками более 30 контрактов на ремонт и строительство дорог на общую сумму свыше 40,57 млрд рублей. При этом во всех случаях, кроме одного, на конкурс подавал заявку только один участник — сам ВАД. Лишь в торгах за право ремонтировать дороги общего пользования в северных районах Петербурга за 1 млрд рублей с небольшим (конкурс был объявлен 30 марта 2017 года) соперником ВАД стало ЗАО "АБЗ-Дорстрой" (входит в ГК "АБЗ-1" Владимира Калинина). Но выиграл ВАД.
А в ноябре 2017 года Государственное казенное учреждение "Служба автомобильных дорог Республики Крым" заключило с ВАД контракт на 137 млрд рублей на строительство трассы "Таврида". И опять заявка ВАД оказалась единственной. Причем компания была назначена подрядчиком этого проекта еще в июне 2016 года по распоряжению главы Крыма Сергея Аксенова. Тогда размер контракта оценивался в 85 млрд рублей. Но к концу 2017-го цена выросла более чем в 1,6 раза.
Взлет и падения
ВАД начинал в 1994 году с асфальтирования дорог в Петербурге и постепенно вырос до уровня одного из королей госзаказа с объемом исполняемых на разных стадиях госконтрактов в 2017 году в размере 163 млрд рублей.
В начале 2017 года ВАД перерегистрировался из Петербурга в Вологду, из-за чего Северная столица потеряла 500 млн рублей в год налоговых поступлений. Участники рынка тогда предполагали, что у компании произошел конфликт со Смольным. Однако ВАД продолжает успешно работать в Петербурге, так что разногласия, если они и были, видимо, улажены.
Выручка ВАД в 2016 году превысила 36,6 млрд рублей, чистая прибыль — 0,9 млрд рублей. В 2015 году эти показатели составили соответственно 28,3 млрд и менее 389 млн рублей, в 2014-м — 34,5 млрд и 256 млн, в 2013-м — 29,1 млрд и 88 млн, в 2012-м — 18,9 млрд и 238 млн, в 2011-м — 18,5 млрд и 139 млн, в 2010-м — 15,9 млрд и 116 млн, в 2009-м — 11 млрд и 76 млн рублей. То есть с 2009 года выручка ВАД выросла более чем в 3,3 раза.
Взлет ВАД в последние годы резко контрастирует со стремительным падением дорожно-строительного рынка. Многих конкурентов ВАД смыла волна банкротств, захватившая рынок в кризис. Из-за сокращения объемов госзаказа свернули деятельность или обанкротились десятки петербургских компаний, в их числе такие гиганты, как "Мостоотряд 19" и "Мостострой 6".
Компания "Мостоотряд 19" возводила крупнейшие объекты Петербурга — Большой Обуховский мост в составе КАД, реконструировала Благовещенский, выступала подрядчиком строительства Западного скоростного диаметра. В лучшие годы портфель госзаказов "Мостоотряда" достигал 34,4 млрд рублей (объем контрактов в 2002 году). Но начиная с 2012-го, когда после прихода на пост губернатора Петербурга Георгия Полтавченко Смольный резко секвестировал крупные бюджетные проекты, дела у "Мостоотряда" шли все хуже и хуже. В 2012 году компания получила подрядов лишь на 8,3 млрд рублей (половина из них — в Москве). В 2013-м, по данным СПАРК, — на 1,8 млн рублей, в 2014-м не было ни одного крупного подряда. В 2015-м "Мостоотряд 19" обанкротился.
Едва удержался на плаву "Буер": в 2014 году он получил контрактов лишь на 4,6 млрд рублей против 11,4 млрд рублей в 2013-м. В 2015 году к компании было подано несколько банкротных исков. Но долги "Буера" выкупил банк "Россия" Юрия Ковальчука, и компания осталась на рынке.
Треть банкротов
Из–за сокращения объемов строительства в 2017 году, по подсчетам Рейтингового агентства строительных компаний (РАСК), число строительных компаний в Петербурге и Ленобласти сократилось с 14 тыс. до 11,9 тыс. Число банкротств в отрасли по сравнению с прошлым годом выросло почти на 30%. В целом по России из присутствовавших на рынке год назад 146 тыс. строительных компаний сейчас осталось лишь 120 тыс., то есть на 18% меньше.
Но участников рынка не удивляет то, что на конкурсы, где побеждает ВАД, не подают заявки другие предприятия, испытывающие дефицит заказов. Как пояснил президент ГК "АБЗ-1" Владимир Калинин, мало кто из дорожников способен быстро развернуть работы в отдаленных районах, где строит ВАД.
"Небольшим компаниям это не под силу. Нужно оборудовать стройплощадку, доставить технику, рабочих, стройматериалы. Если стройка идет не один год, как, например, на трассе "Кола", нужно где-то брать персонал, обеспечивать его доставку до стройплощадки. Нужны карьеры, поставляющие стройматериалы. Плюс качество работы. Очень немногие компании сегодня могут обеспечить должное качество", — комментирует Калинин.
Чем крупнее предприятие, тем больше вероятность, что оно получит контракт, так как оно имеет больше оборотных средств, располагает собственными мощностями по производству стройматериалов, отмечают участники рынка. Мелкие и даже средние подрядные фирмы сегодня не выдерживают конкуренции.