Tesla отчиталась о крупнейшем квартальном убытке в истории компании. Падению акций концерна помешала самая успешная в истории автопрома реклама – запуск кабриолета Roadster к Марсу. Она же, по всей видимости, призвана помочь решить проблемы выпуска Model 3 и воплотить в жизнь обещание Илона Маска поставить Tesla в один ряд с Google и Microsoft по капитализации.
Корпорация Tesla Inc завершила 2017 год с убытком $1,96 млрд, а последний квартал года стал для производителя электрокаров и солнечных панелей наихудшим в истории: в октябре-декабре убыток составил $675 млн по сравнению со $121 млн за аналогичный период 2016 года.
Провальную отчетность в компании объясняют проблемами с выпуском самой массовой модели Tesla: электромобиля Model 3 (упрощенная версия Model X и Model S). Основатель Tesla Илон Маск заверил, что 2018 год станет для компании более удачным. "Если мы можем отправить Roadster к поясу астероидов, мы, вероятно, сможем решить и проблемы с производством Model 3", — отметил Маск, комментируя отчетность автоконцерна.
Накануне публикации отчетности Маск провел едва ли не самую успешную рекламную кампанию в истории автопрома, запустив в космос на первой тяжелой коммерческой ракете Falcon Heavy спортивный кабриолет Roadster. При этом ранее Tesla объявляла о намерении выпустить второе поклонение спорткара. В "Роскосмосе", главном конкуренте Space X, запуск ракеты Маска прямо назвали рекламой Tesla. В любом случае полет Roadster в космосе стал великолепной иллюстрацией планов Маска о десятикратном росте капитализации Tesla в ближайшие 10 лет.
Убытки и "год преобразований"
Согласно отчетности Tesla, чистый убыток в худшем квартале в истории, октябре-декабре 2017 года, увеличился до $675 млн, или $4,01 в расчете на акцию, по сравнению со $121 млн, или 78 центов на акцию, за аналогичный период годом ранее. Скорректированный убыток (без учета разовых расходов) вырос до $3,04 на акцию с 69 центов. Выручка при этом выросла на 44%, до $3,288 млрд против $2,284 млрд в IV квартале 2016 года, за счет роста продаж Model X. Убыток по итогам 2017 года составил $1,96 млрд, что почти в 3 раза больше, чем в 2016 году.
Как отмечает Reuters, компании все же удалось превзойти прогнозы аналитиков. Так, Tesla удалось поставить в 2017 году больше 102 тыс. машин при плане 100 тыс. В IV квартале Tesla поставила клиентам 29 967 автомобилей, в том числе 28 425 машин Model S и Model X и 1542 новой Model 3, выпущенной в 2017 году. Аналитики ожидали, что поставки Model 3 составят 4,1 тыс. этих электрокаров. В России продажи Tesla незначительны и, по данным "Автостата", достигли в прошлом году 62 штук.
В отчете Tesla также отмечается, что во II квартале 2018 года компания ожидает увеличения капитальных затрат с $3,4 млрд в 2017 году. Компания прогнозирует, что уже к концу I квартала ей удастся достичь уровня недельного производства Model 3 в 2,5 тыс. штук, а к концу второго — 5 тыс. штук. Tesla прогнозирует также, что темпы роста выручки в 2018 году будет значительнее прошлогодних, когда они превзошли 52%.
"В какой-то момент в 2018 году мы планируем начать генерировать квартальную прибыль на стабильной основе, выпуская по 5 тыс. Model 3 в неделю, и я оптимистичен в том, что мы будем прибыльными по GAAP", — заявил глава Tesla в ходе телефонной конференции. Ранее в письме акционерам Маск описал его как "год преобразований".
Котировки акций Tesla на торгах 7 февраля снизились на 0,4% после опубликования отчетности. Капитализация компании сейчас составляет около $56,4 млрд по сравнению с $59,5 млрд у лидирующего автопроизводителя в США General Motors. После публикации отчетности за III квартал, показавшей убыток $671 млн, акции Tesla упали на 3,9%.
Аккумуляторы и конкуренты
По итогам последнего отчета финансовый директор Tesla Дипак Ахьюджа заявил, что на производство Model 3 сейчас приходится больше 50% расходов компании. Сам Илон Маск пообещал инвесторам, что проблема с аккумуляторами Model 3 будет решена к концу марта. Изначально предполагалось, что компания начнет собирать 5 тыс. Model 3 в неделю к концу 2017 года, однако Маск сдвинул эту дату на 3 месяца из-за производителя батарей для электрокара, поскольку Tesla пришлось переписать программное обеспечение.
После запуска бюджетной Model 3 в 2017 году Маск пообещал, что компания выпустит более 1,5 тыс. машин в III квартале, затем будет производить до 5 тыс. в неделю к концу года и 10 тыс. в неделю в 2018 году. Но в III квартале Tesla смогла собрать 222 машины Model 3. По данным CNBC, проблемы связаны с тем, что батареи производятся отчасти вручную и штат сотрудников Gigafactory в Неваде не справляется с потоком работ. Для того чтобы как-то решить проблему и ускорить производство, Tesla пришлось попросить партнера, японскую Panasonic, выделить ей своих сотрудников для сборки батарей.
Кроме того, в декабре Reuters со ссылкой на сотрудников компании рассказало, что до 90% автомобилей Tesla сразу после сборочного конвейера отправляются на ремонт. Проблемы варьируются от мелких царапин на кузове и отсутствующих деталей до серьезных повреждений кузовных панелей и некорректной работы бортовых систем. "Tesla так много вкладывает в доработку, что на это расходуются все их средства", — заявил один из собеседников агентства. Наиболее эффективные автопроизводители, такие как Toyota, в среднем фиксируют дефекты примерно в 10% автомобилей, отмечает Reuters.
Пока Tesla обещает ажиотажные продажи своего бюджетного электрокара, мировые автомобильные бренды продолжают укреплять свои позиции на рынке электромобилей. Так, BMW отчиталась о продаже 100 тыс. электромобилей, самой продаваемой моделью оказалась i3. Укрепляют лидирующие позиции на этом рынке Nissan Leaf (300 тыс. электрокаров) и Toyota Prius Prime. В Nissan пообещали начать продажи нового Nissan Leaf в 60 странах. В декабре китайская NIO запустила в производство электровнедорожник ES8, который вдвое дешевле Model X от Tesla. General Motors пообещал сделать электромобили прибыльными, соединив в будущей линейке собственную технологию аккумуляторов, дешевую модульную платформу и крупносерийное производство в Китае, где GM работает в партнерстве с SAIC.
Продажи Tesla в 2017 году
Источник: данные Tesla
Продажи Tesla в 2018 году
Источник: данные Tesla
Tesla за $650 млрд
Обещанные массовые продажи бюджетной Model 3 были не единственной стратегией продвижения Tesla на рынке. Компания Маска в ноябре презентовала сразу две новинки — электрический седельный тягач Tesla Semi и второе поколение Roadster, который станет, по словам Маска, самым быстрым серийным автомобилем в мире. Правда, продажи Roadster, предшественника которого Маск отправил к Марсу, Tesla планирует начать только в 2020 году.
Вместе с тем электрогрузовики Tesla уже получили признание на рынке. В декабре PepsiCo заказала сразу 100 новых фур Semi. Ранее о планах по покупке электрогрузовиков заявили ретейлер Walmart, транспортная компания J. B. Hunt Transport Services, корпорация Sysco, логистическая компания DHL. По подсчетам Reuters, всего Tesla получила заказы на 285 грузовиков. Серийное производство электрофур начнется в 2019 году.
В январе Маск предложил инвесторам новую систему вознаграждения гендиректора Tesla в качестве доказательства уверенного роста компании. Вместо зарплаты в течение 10 лет Маск будет получать опционы на акции компании. Так, для того чтобы он получил первую премию, капитализация Tesla должна вырасти до $100 млрд. Следующие награды он будет получать по мере роста капитализации Tesla на каждые $50 млрд.
По планам Маска, за 10 лет рыночная цена Tesla должна достигнуть $650 млрд с текущей оценки $59,1 млрд. Это в 6 раз больше текущей стоимости крупнейшего в мире автопроизводителя Volkswagen AG. Таким образом, за 10 лет Tesla должна подорожать в 10 раз. Достижение заявленной цели должно поставить Tesla в один ряд с Alphabet Inc (материнская компания Google) и Microsoft Corp., отмечает Bloomberg. Голосование акционеров по этому вопросу назначено на март. К этому времени Маск обещал решить проблему с аккумуляторами Model 3 и выпускать по 5 тыс. этих электрокаров в неделю.