За 3,5 года локальные производители так и не смогли полностью заместить импортные товары, попавшие под эмбарго. Препятствий оказалось больше, чем стимулов.
По данным Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ), в 2017 году объем импорта в Петербурге составил $4,7 млрд (это на 9,3% больше, чем годом ранее), а по Северо–Западу — $7,8 млрд (больше на 13%). Хотя объемы импорта постепенно растут, к докризисному уровню они вернутся не скоро.
Для сравнения: в 2013 году в Петербург импорт продуктов составлял $7,6 млрд, а в СЗФО — $12 млрд. По планам руководителей государства, за последние 3,5 года весь выпадающий объем импорта должны были заместить местные производители. Однако большинство из них так и не справились с этой задачей: препятствий оказалось больше, чем стимулов.
Страшно и дорого
Заметнее всего эмбарго повлияло на рынок сыра. "После введения эмбарго был огромный ажиотаж. Другая молочная продукция не получила такого внимания у общественности, все хотели итальянских и французских сыров", — вспоминает Эльдар Беглов, генеральный директор ГК "Лосево".
По данным СЗТУ, через Петербург в 2013 году поставлялось продуктов из молока на $790 млн, а в 2017–м — на $353,6 млн, то есть в 2 раза меньше. Производство сыра в СЗФО, по данным "Союзмолоко", выросло не столь существенно — с 19,9 тыс. т в 2014 году до 27,9 тыс. в 2016–м (более свежих данных нет), в России — с 384 тыс. до 459 тыс. т.
Введение санкций совпало с двукратной девальвацией рубля, в результате потребление сыра сократилось на 20%, оценивает исполнительный директор "Союзмолоко" Артем Белов. При этом он убежден, что импортозамещение в молочной промышленности удалось, и говорит о росте объемов производства товарного молока на 10% за последние 3–4 года (это примерно 2 млн т).
В области сыроварения заявлено было много проектов, но, к сожалению, большинство из них не были реализованы, говорит Эльдар Беглов. В числе причин он называет дороговизну оборудования, которое приходится ввозить из–за рубежа, нехватку сырого молока высокого качества и снижение покупательской активности. "В Ленинградской области сырное направление развивалось в основном у фермеров, а это незначительный объем замещения", — рассказывает Эльдар Беглов.
Ранее в интервью "ДП" владелец ГК "Нева–Милк" Альберт Суфияров также подтверждал такую тенденцию, отмечая, что в первые 2 года санкций в России появилось много небольших производств с объемом переработки до 30 т молока и выпуском до 3 т сыра в сутки. "Крупных инвестиций почти не было, потому что не было уверенности, что антисанкции продлятся долго. Сейчас уверенности стало больше, и новые проекты появляются", — говорит он.
Выручка его завода "Северное молоко" в Вологодской области выросла с 2013 по 2016 год с 700 млн до 4 млрд рублей. Также Альберт Суфияров планирует построить завод в Череповце стоимостью 15 млн евро, на котором будут производиться желтые и плавленые сыры. Также бизнесмен готов купить еще пару сырных производств с объемами переработки молока от 200 т в сутки каждый.
В мясопереработке импортозамещение началось еще до введения эмбарго, и поэтому результаты заметнее: в 2016 году обеспеченность России отечественным мясом выросла до 92%. Гендиректор ООО "Мясокомбинат "Всеволожский" Андрей Зайцев рассказал, что их завод использует российское сырье последние 2 года: "Сейчас в России достаточно и мяса птицы, и свинины, объемы их производства растут последние 5 лет".
Тем не менее недавно Минсельхоз сообщил со ссылкой на ФТС, что к 14 января по сравнению с соответствующим периодом прошлого года импорт говядины вырос в 7,2 раза, до 3,1 тыс. т, свинины — в 6,2 раза, до 2,9 тыс. т, мяса птицы — в 2,1 раза, до 2,2 тыс. т. Производители уже выразили озабоченность этими цифрами.
Недолгие санкции
Импортозамещение овощей и фруктов имеет естественное ограничение: в сезон продаются российские продукты, а остальное время года сети закупают импортные овощи. В пресс–службе ГК "Дикси" говорят, что полностью заместили все, что попало под санкционный список в августе 2014 года. "Заменили частично российскими, частично несанкционными странами дальнего зарубежья — Балканы, Юго–Восточная Азия, Латинская Америка", — отмечают в пресс–службе компании.
По данным участников рынка, импортные овощи (морковь, картофель, чеснок) теперь едут в Россию с Ближнего Востока, из Египта, Израиля. Из данных таможни видно, что импорт овощей в прошлом году составил $262,4 млн, что на 24% меньше объема импорта в 2013 году. При этом объем производства овощей открытого грунта в России почти не изменился: в 2013 году он составлял 13,5 млн т, а в 2016–м — 14,7 млн т, объем сбора картофеля вырос незначительно: с 30,2 млн до 31 млн т. А в Ленобласти за тот же период объем производства картофеля вообще сократился с 88,7 тыс. до 51,1 тыс. т.
С 2015 года производители овощей периодически озвучивали амбициозные планы по расширению на Северо–Западе. "Заказы на упаковку для живых салатов выросли за период контрсанкций на 25%. Спрос устойчивый, и платежи от агрокомплексов идут регулярно", — говорит Денис Кондратьев, совладелец ОАО "СОЭМЗ" (производство упаковки). Но импортозамещающие проекты рискуют столкнуться с проблемами. Как говорят в агрохолдинге "Выборжец", после потепления отношений между Россией и Турцией цена на томаты уже упала, есть и другие опасения.
Экспорт растет
Внешние рынки привлекают отечественных производителей куда больше: объем экспорта в Петербурге вырос с $0,9 млрд в 2013 году до $1,2 млрд в 2017 году. По данным СЗТУ, заметно растет объем экспорта у производителей алкоголя, а также табака. В условиях законодательного ужесточения этих отраслей многие российские заводы стали охотнее работать на экспорт. Например, ежегодно растет объем экспорта "Балтики" — его доля в общих продажах компании находится в пределах 10%. "Это хороший результат, учитывая, что российский рынок, безусловно, остается главным приоритетом для компании. Размеры рынков России и экспорта пока несравнимы, но российская продукция начинает пользоваться все большим спросом за рубежом", — говорят в пресс–службе "Балтики".
В прошлом году предприятия ГК "Вилаш" поставили на экспорт 2 млн бутылок тихих и игристых вин.
"Китайский рынок для нас — одно из приоритетных направлений 2018 года. В 2017–м мы отгрузили китайским дистрибьюторам 100 тыс. бутылок продукции, в этом году планируем увеличить объем продаж в 3 раза", — говорит владелец ГК "Вилаш" Машкюр Гасымов.
Объем экспорта продукции ГК "Орими Трэйд" в 2017 году вырос примерно на 15% по сравнению с 2016 годом. "Российский чайно–кофейный рынок сравнительно насыщен, поэтому освоение рынков зарубежных стран открывает для компании новые возможности роста", — говорит Мария Драбова, директор по корпоративным коммуникациям ГК "Орими Трэйд".
“
Сейчас мы полностью закупаем весь ассортимент у российских компаний. Конечно, какая–то часть продукции, например вина или свежие фрукты, имеет иностранное происхождение. Но я уверена, что о крахе проекта импортозамещения говорить нельзя. Просто в некоторых отраслях сделать достойный продукт в промышленных масштабах очень сложно. Нельзя за 2–3 года научиться делать вино, сопоставимое по качеству с французским или итальянским, также нельзя научиться за пару лет наладить выпуск в промышленных объемах сыра европейского качества.
Елена Стрельцова
Генеральный Директор Сети Оптоклубов "Ряды"
“
Основную долю прилавков занимает отечественная рыбная продукция, поэтому можно сказать, что импортозамещение удалось. Сама идея верная, а реализация хромает из–за того, что государство не всегда понимает, как сделать импортозамещение выгодным для бизнеса. Место на полках освободилось, но не всегда есть чем его занять: от того, что запретили норвежскую семгу, наша горбуша вкуснее не стала. Еще один момент: сейчас рынок находится в таком состоянии, когда экспортировать выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке.
Владислав Перепелкин
генеральный директор "Дипси–Трейд"
“
Отечественные производители никак не защищены, у нас самый свободный рынок. К сожалению. Я видел статистику января по увеличению импорта мяса. Думаю, что это связано со стабилизацией курса. Мы на рынке свинины большой объем импорта пока не почувствовали и готовы развивать экспорт. В 2017 году это направление у нас выросло на 55% в натуральном выражении, но нас мало где ждут. Например, открыт рынок Сенегала, но это мусульманская страна. А рынок Европы закрыт. Норвегия, Швеция и другие страны придерживается правила "покупаем только свое".
Владимир Подвальный
генеральный директор холдинга "Великолукский мясокомбинат"
“
Импортозамещение скорее состоялось, чем нет. По крайней мере доли продаж по категориям, где была высокая доля импорта, практически не изменились. Да, не хватает твердых и деликатесных сыров, есть нехватка в отдельных товарных нишах, часть товаров требует альтернативной по качеству сырьевой базы, тонкой настройки технологии. Но глобально это на объемах торговли не сказывается. При выборе поставщиков мы отдаем предпочтение отечественным поставщикам: короче плечо доставки, договориться тоже легче.
Этьен Останков
руководитель отдела закупок ТД "Интерторг"