Федеральный туроператор "НТК Интурист" ожидает, что за счет возобновления авиасообщения между Россией и Турцией спрос на турецкие курорты вырастет в 1,5 раза. Тогда как российские туристические центры начнут терять приобретенных клиентов.
По словам гендиректора "Интуриста" Виктора Тополкараева, в 2017 году свыше 700 тыс. россиян воспользовались услугами его компании. В этом году "Интурист" рассчитывает на рост числа выездных туристов на 30-40%. А по Петербургу — почти на 80% (до 200 тыс. человек). В частности, за счет возобновления перелетов в Турцию, чартерное сообщение с которой было прекращено с 1 декабря 2015 года, турпоток в эту страну из России, в том числе из Петербурга, вырастет в 1,5 раза, ожидают в "Интуристе".
Чтобы обезопасить себя от проблем с вывозом туристов из других стран, подобных тем, что возникли летом 2017 года из-за краха авиакомпании "ВИМ-Авиа", "Интурист" планирует взять в лизинг несколько самолетов и передать их в управление одному из авиаперевозчиков.
Пока собственных самолетов у туроператора нет, он делает ставку не на чартерные, а на регулярные рейсы. Этим летом на них будет основано около 70% программ "Интуриста". Поскольку "Аэрофлот" не работает с российскими туроператорами, компания отправляет своих клиентов в Турцию самолетами турецкой авиакомпании AtlasGlobal, в Чехию — Czech Airlines, в другие страны — бортами таких перевозчиков, как Red Wings, Nordwind, Aegean Airlines.
Читайте также:
Туризм
Турция переманивает россиян из Крыма и Сочи
"В этом году в 2-3 раза в зависимости от направления выросло число ранних бронирований. Прежде всего в Турцию, Сочи, Крым, Грецию, Болгарию, Италию, Чехию", — отметил Тополкараев.
Отечественные курорты теряют туристов
Время бурного роста внутреннего туризма прошло, признает Виктор Тополкараев. Это направление активно развивалось в 2015-2016 годах, когда в России сложилась уникальная ситуация: девальвация рубля в сочетании с резким падением доходов населения из-за экономического кризиса и ограничением на выезд за рубеж некоторых категорий граждан РФ — все это вынудило россиян выбирать отечественные города для путешествий. В результате внутренний туризм вырос на 60% за 2 года. Но ждать повторения не стоит, считают участники рынка. Уже в 2017 году внутреннее направление приросло лишь на 4-5%, а курорты Крыма и Сочи даже потеряли 10-15% потока.
"Отечественные курорты проигрывают иностранным по качеству и при этом необоснованно увеличивают цены на свои услуги, в частности на размещение. Мы не раз предупреждали наших отельеров, что они потеряют клиентов, если будут продолжать повышать цены на 10-15% в год. Так и произошло", — говорит Тополкараев. В Турции на ранние бронирования предлагаются скидки по 40-50%. "Поэтому, когда Турция снова открылась, она просто смела рынок", — отмечает он.
Для сравнения: средняя цена 10-дневного зарубежного турпакета (перелет, проживание, трансфер, питание) составляет $700, по России — 27-29 тыс. рублей. Но при этом качество обслуживания в России существенно хуже, чем на мировых курортах.
Окупаемость — 170 лет
Российские регионы стремятся продвигать свой туристический потенциал как среди россиян, так и за границей, говорит зампредседателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия. Так, по ее словам, под традиционным петербургским брендом "Белые ночи" сейчас рекламируются и другие туристические центры Северо-Запада: например, Соловки в рамках федеральной туристической программы "Серебряное ожерелье России" (охватывает туристический потенциал 11 регионов Северо-Запада) тоже рекламируют свои белые ночи. "Таким образом, туристы, приехавшие из других стран в Петербург посмотреть на белые ночи, затем отправляются путешествовать вглубь России", — говорит Гвичия.
Внутренний туризм развивался бы значительно активнее, если бы российские города были обеспечены инфраструктурой, сетует Евгений Куделя, начальник управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму. "Крупные сетевые гостиничные операторы готовы брать в управление отели в регионах при наличии инвесторов, которые профинансируют строительство объектов. Но эти инвестиции будут окупаться по 150-170 лет, так как многие привлекательные с туристической точки зрения места не обеспечены ни инженерной, ни дорожной инфраструктурой. И инвестору выгоднее вложиться в несколько десятков торговых ларьков, а не в гостиницу", — рассказал Евгений Куделя.
По его мнению, задача государства — содействовать развитию туристической инфраструктуры в регионах, так как только за счет частных инвестиций это сделать невозможно.