Технологии пока медленно проникают в сферу автострахования: в России не более 3% полисов автокаско — "умные". Но аналитики предрекают им трехкратный рост в течение 5 лет.
Традиционное автострахование предполагает, что стоимость полиса зависит от автомобиля, возраста водителя и его стажа. Чем вы опытнее, тем меньше нужно платить. Другой подход, который начинает сейчас применяться, — это "умное автострахование". В машину устанавливается телеметрический модуль, который передает данные о том, как человек водит машину, и страховка выдается на основе фактического использования машины (Usage–Based Insurance). Чем аккуратнее вы будете водить в первые 3–6 месяцев после установки модуля, тем дешевле потом будет страховка. Скидка доходит до 50% от первоначальной стоимости полиса. По оценкам J’son&Partners Consulting, по итогам 2017 года проникновение "умного автокаско" в России составило не более 3% от количества действующих полисов. Оценки участников рынка еще ниже — не более 1%. Объем всего этого рынка сейчас оценивается в 1,5–4,5 млрд рублей.
"В нашей компании около 10% сборов от каско — это сборы на продуктах с телематикой, — говорит руководитель направления по внешним коммуникациям "АльфаСтрахования" Юрий Нехайчук. — Доля телематики немного растет, но, думаю, 15–20% от сборов каско — это максимум, которого может достигнуть телематика по итогам ближайших 2 лет".
Выгода для молодых
"Умное каско" в России сейчас предоставляют также "Ингосстрах", "Либерти Cтрахование", Intouch и др. Они работают в партнерстве с мобильными операторами, которые обеспечивают работу телеметрических модулей и анализируют данные. Такие решения поддерживают МТС и "Билайн". "Развитие рынка "умного страхования" во многом будет зависеть от интереса и готовности страховщиков применять технологии в своей практике, от поддержки направления на госуровне, а также от развития сетей связи", — уверены в МТС.
"Умные" полисы в основном нацелены на самых молодых водителей, для которых стандартные полисы особенно дороги, а "умный" помогает сэкономить. Конечно, при условии аккуратной езды.
К факторам, которые тормозят рынок, управляющий директор департамента страхования автотранспорта группы "Ренессанс Страхование" Сергей Демидов относит нежелание клиентов устанавливать в свой автомобиль гаджет, который к тому же отслеживает местоположение автовладельца. "Большинство клиентов еще не сформировали свое отношение к телематике, порой они даже не знают о практических выгодах таких продуктов", — добавляет он. Кроме того, водители опасаются формального подхода, при котором любое маленькое нарушение правил дорожного движения в итоге привет к резкому возрастанию стоимости полиса.
Встроенный рост
По оценке Berg Insight, в 2015 году в Европе и Северной Америке насчитывалось 11,6 млн полисов "умного страхования" (5,3 млн в Европе и 6,3 млн в Северной Америке), предполагается, что к 2020 году европейский и североамериканский рынки достигнут 25,8 млн и 42,1 млн соответственно.
По прогнозу J’son&Partners Consulting, через 5 лет доля "умных" полисов каско в России может достичь 10% (350 тыс.). Кроме того, рынок, в том числе в сегменте обязательного страхования, может вырасти за счет использования встроенных телематических модулей на базе "ЭРА–ГЛОНАСС": их с 2017 года нужно устанавливать на все автомобили, которые продаются в России.