Клубный формат коттеджных поселков предполагает закрытую территорию, небольшое количество домовладений и соседей аналогичного статуса или увлечений.
На рынке загородной недвижимости Ленинградской области таких проектов немного, так как их реализация в условиях общего снижения спроса сегодня несет дополнительные риски для девелоперов. "Предложение новых клубных коттеджных поселков на рынке ограничено: девелоперы не слишком заинтересованы в данном формате в связи с высокими рисками.
Загородная недвижимость такого формата редко используется для постоянного проживания, влечет за собой дополнительные расходы и является не всегда выгодной формой собственности", — отмечает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International в Петербурге.
Высший класс
По данным Colliers International, в Ленобласти за 2017 год было выведено около 30 коттеджей клубного формата, которые в основном предлагаются покупателям без обязательного подряда. Среди последних успешных проектов сразу четыре поселка ввела финская компания Honka: Honkanova Concept Residence, Медное озеро — 2, дом Honka в Токсово и Honka family club.
В 2018 году ожидается завершение строительства домовладений в ряде клубных коттеджных поселков высокого класса, таких как Репинское компании STEIT, Охта Spa Residence компании Puzzle, поселок бизнес–класса Репино парк, реализуемый девелопером Land Aspect, шале–парк Superbia от "ОД–Фамилия" и др.
Основная характеристика клубного поселка — небольшое количество домовладений, обычно около 20. "В высокой ценовой категории такой формат нравится клиентам. Они комфортно чувствуют себя в небольшом поселке, где все соседи знакомы друг с другом, при необходимости быстро договариваться и принимать решения по управлению проектом. Поскольку в подобных поселках небольшой разброс цен на дома, это значит, что все жители будут примерно одного социального статуса и уровня доходов", — говорит Александра Давыдова, архитектор семейной компании "ОД–Фамилия".
Клубный формат поселков влечет за собой большие расходы на эксплуатацию. "Как правило, такой продукт нецелесообразен в масс–маркете и позиционируется преимущественно в высоком сегменте. Локации таких проектов зачастую выдающиеся и отличаются видовыми характеристиками, а также наличием береговой линии или живописного леса, единой архитектурной концепцией, развитой инфраструктурой, закрытой территорией", — указывает Елизавета Конвей.
По словам Александра Чешева, директора по продажам компании "ПетроСтиль", стоимость такого дома может варьироваться от 40 до 100 млн рублей в зависимости от площади дома, участка и других особенностей.
"Проживание обычно включает в себя не только традиционную охрану и уборку, но гораздо больше услуг, например пользование спортивным залом, бассейном, автомойкой. Поэтому содержание дома здесь вполне может составить до 100 тыс. рублей в месяц", — добавляет Александр Чешев.
"Проекты высокой ценовой категории, как правило, небольшие. Это делается не из стремления создавать клубные проекты, а из понимания, что большое количество домов сегодня просто не продать. Сегодня продажа одного дома в полгода для проектов высокой ценовой категории считается довольно высоким темпом продаж", — утверждает Дмитрий Сперанский, руководитель Экспертного бюро "Сперанский".
По данным его бюро, сегодня в продаже находятся 20 микропоселков, которые рассчитаны на 4–10 домовладений. Еще 33 проекта рассчитаны на 11–20 домовладений, и 32 поселка — на 21–30 домовладений.
Закрытая инфраструктура
Чаще всего клубный формат предполагает наличие специальной инфраструктуры, закрытой от внешних посетителей. "Как минимум в клубном поселке должно быть место, где жители могут встретиться и провести время вместе: спортзал, бассейн, площадка для проведения праздников или что–то еще. И, конечно, единый архитектурный стиль всех строений, ограждений, участков. Например, в поселках "Горки СПб" и "Медовое" построены клубные дома (крытый бассейн, тренажерный зал, игровая детская комната)", — рассказывает Александр Чешев.
Например, коттеджный поселок "Ламбери" построен в стиле классической британской архитектуры. "Своих покупателей мы видим как любителей британского стиля, английской архитектуры, литературы. Мы устраиваем для жителей и гостей "Ламбери" праздники "английских традиций". Жить в поселке, где жизнь наполнена подобными событиями, куда интересней. 1 сентября у нас откроется еще и английская школа", — говорит Алексей Потапов, генеральный директор "Ламбери".
"Клубный формат проживания самый комфортный. Подбираются люди с общими интересами, таким соседям проще общаться и поддерживать комфортную среду. Позиционировать, продвигать, а при правильно выбранной стратегии и продавать такие поселки значительно легче", — уверяет Алексей Потапов.
Клубные проекты требуют обеспечения высокого уровня сервиса. "Служба клиентского сервиса, которую мы организовали, делает жизнь наших клиентов принципиально иной. Мы выясняем потребности, желания, настроения наших жителей с помощью анкетирования, специализированного чата, специалистов клиентского отдела и стараемся их реализовать. Как только мы ввели такую практику, у нас значительно вырос уровень лояльности клиентов и мы зафиксировали рост продаж по рекомендации", — отмечает Юлия Лабутина, директор по развитию коттеджного поселка "Лазурные озера", который может похвастаться горнолыжным спуском и собственной береговой линией.
Наряду с неожиданными архитектурными решениями в маленьких поселках могут внедряться инновационные технологии. Так, в шале-парк Superbia используются тепловые насосы, а также системы солнечных батарей, которые позволяют отапливать дома без использования электричества — только за счет природного тепла.
Дополнительный спрос
Эксперты не исключают увеличение спроса на клубные коттеджные поселки благодаря "фактору "Газпрома". "Планы по строительству штаб–квартиры "Газпрома" привели к освоению Приморского района, где начали активно появляться новые проекты. Однако надо понимать, что если проживание по соседству с коллегами в городе многие могут воспринимать положительно, то за городом, где сама среда располагает к более тесному общению, видеть свое руководство и подчиненных в качестве соседей готовы далеко не все. Поэтому, чтобы заполнить поселок целиком сотрудниками одной компании, нужны совпадающие интересы нескольких "топов" в отношении проживания", — считает Елизавета Конвей.
"Разумеется, переезд сотрудников компании каким–то образом повлияет на рынок жилья, однако он будет растянут во времени (1–5 лет) и рассеян по сегментам недвижимости. Поэтому фиксировать изменения будет сложно. По моему мнению, ожидания рынка слегка преувеличены", — добавляет Катерина Соболева, управляющий директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Group.