Александр Аксенов уволился с фабрики по обработке орехов, чтобы запустить производство ореховой пасты под брендом Royal Nut. Сейчас предприятие выпускает до 60 тыс. баночек каждый месяц, которые продаются в "Азбуке вкуса", Metro и более чем в 100 магазинах России. Годовая выручка компании — 15 млн рублей.
Петербургский предприниматель Александр Аксенов, будучи бухгалтером на производстве орехов, встретил знакомого, который после поездки в США безуспешно искал в местных магазинах ореховую пасту — популярный на Западе продукт. Тогда же, в 2009 году, Александр взял кредит — 1,5 млн рублей: на эти средства он купил оборудование и арендовал помещение на Бумажной ул. площадью 60 м2.
Предприниматель занялся разработкой рецептов ореховых паст под брендом Royal Nut, только на эксперименты с образцами потратив 500 тыс. рублей. Остановившись на 17 видах пасты, Александр Аксенов предложил свою продукцию нескольким кондитерским фабрикам, таким как "Вереск", "Петродиет" и пр., которые теперь приобретают 60% ореховой пасты ООО "Роял Нат" для изготовления вафель. Остальное предприниматель продает более чем в 100 российских магазинах спорттоваров и экопродукции. Годовая выручка компании равна 15 млн рублей.
От пасты до чайного гриба
"При создании рецептур паст я часто прислушивался к советам знакомых кондитеров, которые рассказывали о популярных вкусовых сочетаниях, но на проработку составов ушло много времени и средств", — рассказывает Александр Аксенов. Сейчас предприятие, которое переехало на ул. Седова и выросло в 3 раза, производит 11 вариантов паст из разных видов жареных орехов с добавлением зерен кофе, какао, стевии, кокоса и пр. Ежемесячно фабрика выпускает 9 т пасты. Сырье: орехи, стевию, морскую соль и пр. компания покупает у пяти поставщиков, в основном петербургских. При производстве используются орехи из Бразилии, Аргентины и Чили. На самом предприятии работают 15 человек — в основном кондитеры.
Сейчас ООО также ежемесячно производит 10 т ореховой муки, 3 тыс. л комбучи (напиток на основе чайного гриба) и бальзамический уксус. В 2018 году Александр Аксенов запускает производство протеиновых ореховых батончиков и пасты для магазинов спортпитания, а кроме них вустерширский соус (на основе уксуса, сахара и рыбы). С точки зрения предпринимателя, рынок продуктов здорового питания перенасыщен и, чтобы привлекать новых клиентов, нужно мыслить нестандартно.
Крепкий рынок
В Петербурге и Ленобласти работает несколько производств, которые обеспечивают пастой местные кондитерские фабрики, среди них Royal Nut, "Аргоимпэкс" и пр. Кроме того, несколько производителей, такие как "Благодар", Grizzly Nuts и др., ориентированы только на специализированную розницу. По словам Павла Махорина, гендиректора "Благодара", местные производители пытаются пробиться в масс–маркет, но пока крупные гипермаркеты сотрудничают только с зарубежными брендами: "Большинство местных компаний появились 3 года назад, мы слишком молоды, и крупные ретейлеры относятся к петербургской продукции со скепсисом".
В 2017 году емкость российского рынка ореховых паст составила более 30 млн рублей.