Из всех направлений русского искусства авангард, пожалуй, наиболее значим на мировой художественной сцене. Малевич, Татлин, Лисицкий уже давно причислены к рангу художников, чьи работы смотрят на нас с сувенирных магнитов и тряпичных сумок. Их славу никто из соотечественников не превзошел. Их предшественники — будь то Сильвестр Щедрин, Александр Иванов или Илья Репин — для зарубежной публики в лучшем случае экзоты.
Доходит до обидного: певец абстрактного экспрессионизма Климент Гринберг в программной статье "Авангард и китч" умудрился назвать Репина историческим баталистом. И это полбеды. Самый человечный русский художник предстал в этой статье как мастер салонного китча. Так что за русский авангард надо только радоваться. Впрочем, нам следовало бы знать о нем больше, ведь некоторые художники–эмигранты в России едва известны.
Выставка Алексея и Андреаса Явленских в Инженерном полезна прежде всего как знакомство с важными фигурами искусства ХХ века. Оба художника русские по происхождению, но в России жили немного. Алексей Явленский стоит в одном ряду со звездами искусства первой половины прошлого века, причем в первую очередь с европейскими.
Он начинал учиться в петербургской Академии художеств у Репина, но сформировался в Мюнхене как ученик Ашбе, через школу которого прошли многие авангардисты. Явленский был близок к группе "Синий всадник" и экспрессионистам. Круг его общения говорит сам за себя: цюрихские дадаисты, Кандинский, Клее, Марк, Ходлер… И это далеко не полный список. Он выставлялся с Боннаром, Писсарро, Редоном и Ренуаром. Своего сына Андреаса он с малых лет приобщал к искусству. Андреас ребенком выставлялся вместе с теми же Клее, Кандинским и даже Ван Гогом. Сам Ходлер прочил ему большое будущее. К сожалению, Андреасу было суждено долго оставаться в тени отца, признанию также помешали война и 10 лет, проведенных в советском лагере. Художник впервые попал на родину как военнопленный. После освобождения он жил в Швейцарии, в Россию больше ни ногой. Со временем слава пришла и к нему. Работы Алексея Явленского уже выставляли у нас. Наконец мы можем судить не понаслышке о творчестве Явленского–младшего.