Tele2 впервые за 1,5 года обнародовал финансовую отчетность — оператор втрое сократил убытки, увеличил выручку и число абонентов. Отчетность, по мнению аналитиков, говорит об окончательном переходе Tele2 с позиций дискаунтера на стратегию увеличения дохода с абонента. Кроме того, такая отчетность может быть представлена накануне продажи пакета ВТБ.
"Т2 РТК Холдинг" (оказывает услуги под брендом Tele2) за минувший год сократил убыток почти в 3 раза, с 15,6 млрд рублей в 2016 году до 5,6 млрд рублей в 2017 году, следует из отчетности оператора по МФСО. Компания опубликовала финансовые результаты впервые за 1,5 года — последний раз отчетность публиковалась по итогам II квартала 2016 года. Оператор решил "не давать лишние козыри "тройке" в конкурентной борьбе".
Tele2 отказался от публикации финансовых показателей на фоне активных капиталовложений в инфраструктуру и активной экспансии в Москву и регионы в 2016 году. По итогам прошлого года инвестиции принесли результат, и Tele2 прочно закрепился в "большой четверке сотовых операторов". Теперь, как отмечают аналитики, компания намерена окончательно избавиться от имиджа сотового дискаунтера и сопутствующих ценовых войн, направив все силы на рост среднего дохода на одного абонента — основной стратегии своих конкурентов.
Tele2 не будет гнаться
Выручка Tele2 в 2017 году выросла на 16,2% в сравнении с показателем годом ранее — до 123 млрд рублей. Показатель EBITDA увеличился на 83,9%, до 30,5 млрд рублей. Оператор отчитался по итогам года одним из первых. Ранее финансовые результаты объявил VEON (бренд Вымпелком"), выручка которого за год выросла на 1,1%, до 275,8 млрд рублей.
Основным драйвером увеличения выручки Tele2 является услуга передачи данных, обеспеченная программой активного запуска сетей 4G и ростом проникновения пакетных тарифных планов, сообщил оператор. Чистый убыток сократился на 64,6%, до 5,5 млрд рублей. Такой же показатель содержится в годовой отчетности одного из акционеров Tele2, группы "ВТБ".
Абонентская база выросла на 4,2% по сравнению с показателем 2016 года и составила 40,6 млн клиентов. Причем рост достигнут за счет активных пользователей Интернета — их число увеличилось на 39%. Еще более 1 млн абонентов в сумме было у виртуальных операторов мобильной связи (mobile virtual network operator, MVNO), работающих на сети "Т2 РТК Холдинга". Всего на конец 2017 года на сети оператора работало 12 таких проектов. Средний доход на одного абонента (ARPU) вырос на 10,9%, до 252 рублей.
Как отметил гендиректор Tele2 Сергей Эмдин, оператору удалось запустить "ряд инновационных сервисов, которые определили новые тенденции в телеком-отрасли и способствовали росту ARPU". "Финансовые и операционные показатели компании указывают на динамичное развитие Tele2 в условиях стагнирующего рынка и подтверждают выполнение поставленных акционерами задач. Tele2 не будет гнаться за ростом абонентской базы, а сосредоточится на ее структурном улучшении. Фокусируясь на развитии основного драйвера выручки — передаче данных, мы закрепим и улучшим основные показатели рентабельности бизнеса", — подчеркнул Эмдин.
Не провоцировать конкурентов
Оператор перестал раскрывать свои финансовые результаты и данные о количестве абонентов с III квартала 2016 года, однако в отчетности ВТБ указывалось, что общая выручка оператора в 2016 году выросла на 12%, до 105,9 млрд рублей. Таким образом, годовая выручка Tele2 от услуг мобильной связи составила около 104,6 млрд рублей по сравнению с 94,6 млрд рублей в 2015 году. Tele2 стал торговать гаджетами в 2017 году, и выручка 2015 году была сформирована только мобильными доходами.
Ранее раскрывались лишь отдельные показатели компании в документах ее акционеров ВТБ (вместе с Invintel B.V. Алексея Мордашова и банком "Россия" Юрия Ковальчука владеет 55% оператора) и "Ростелекома" (45%). Как пояснял в интервью РБК Сергей Эмдин, развитие Tele2 идет по трендам, существенно отличающимся от "большой тройки", и оператор не планирует раскрывать козыри конкурентам. При этом он отметил, что в III квартале 2017 года абонентская база Tele2 превысила 40,3 млн абонентов. То есть со II квартала 2016 года оператор набрал 1,4 млн абонентов.
В мартовском интервью "Прайму" Эмдин говорил, что Tele2 готова раскрыть "не всю, но значительную часть" информации о результатах за 2017 год. У компании есть акционеры, для которых важно показывать рынку результаты "самой крупной "дочки", заметил глава оператора. "Мы не планируем говорить о нашей региональной специфике, поскольку она по-прежнему очень разная. И мы не хотим провоцировать конкурентов на точные ответы в том или ином регионе", — сказал он.
ВТБ и "частичная отчетность"
На раскрытие отчетности Tele2 решился потому, что по ряду параметров показал действительно впечатляющие результаты, особенно если их сравнивать с результатами ПАО "Вымпелком". "Но в любом случае, публикация выборочных показателей отчетности, с одной стороны, лучше, чем вообще ничего, с другой — представляет мало ценности для аналитиков. Впрочем, есть одно предположение: может быть, банк "ВТБ" готовит к продаже пакет акций Tele2?" — предположила Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари".
По ее словам, частичная публикация отчетности совсем неэффективна, более того, плохо, что в российском законодательстве есть пробелы, которые не позволяют ЦБ РФ как регулятору воздействовать на аффилированную структуру иностранной компании и заставить ее раскрывать отчетность по принятым в России правилам раскрытия информации.
Согласно российскому законодательству, даже непубличные АО обязаны ежегодно публиковать как минимум полную годовую отчетность по РСБУ со всеми необходимыми приложениями и аудиторским заключением, а если такое АО еще имеет "дочки", то оно обязано публиковать еще и ежегодную сводную бухгалтерскую отчетность по РСБУ либо консолидированную финансовую отчетность по МСФО, также проверенную аудитором. Также непубличное АО обязано раскрывать годовой отчет, содержащий хотя бы минимум обязательной к раскрытию информации, требуемой ЦБ РФ. "А смотреть на то, как один оператор связи меряется в своей "частичной отчетности" какими-то отдельными показателями с другим оператором связи, не очень серьезно", — резюмирует Мильчакова.
От дискаунтера к ARPU
Tele2 не публичная компания и может себе позволить скрывать отчетность, все необходимые финансовые показатели раскрывает основной акционер группы "Ростелеком", отмечает глава агентства TelecomDaily Денис Кусков. Даже раскрытые показатели интересны — в России не так много публичных компаний, и количество "серых" отчетов превышает все разумные пределы. "Да, они открывают только позитивные показатели по итогам хорошего года — затраты последних двух лет принесли результаты и красивую отчетность, а убытки им показывать не было смысла. Tele2 пришел в Москву и регионы и теперь, судя по выручке, наращивает показатели. Но уже не за счет ценовых войн, теперь ставка на рост выручки с одного абонента", — считает аналитик.
Отход от стратегии снижения цен был заявлен еще на момент выхода в Москву, позже Сергей Эмдин неоднократно обращал внимание на новую стратегию, напоминает гендиректор агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов. Он подчеркивает, что Tele2 больше не дискаунтер, после прихода в регионы оператор столкнулся с насыщенным рынком, и отбирать абонентов у конкурентов за счет снижения цен означало возвращение к политике ценовой войны. "Работать на ARPU — логичное и правильное решение, теперь это общая модель для российского телеком-рынка, и они планомерно будут наращивать показатели именно в этом направлении", — уверен Анкилов.
Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин добавляет, что номинально все операторы "большой четверки" декларируют отказ от агрессивного роста абонентской базы в пользу расширения объема подключенных услуг для одного абонента и, соответственно, роста выручки с него. "На это финансово мотивированы продавцы операторов, им нужно подключать качественных абонентов, которым можно продавать новые пакеты услуг, — отмечает Брюквин. — В противном случае, если симку купили и она лежит, продавцов штрафуют. Но Tele2, вопреки заявлениям, все равно остается дешевым популярным оператором — в регионах, например, покупательский трафик на стойках по-прежнему более активно идет у Tele2. Они дискаунтеры, но теперь делают ставку на ARPU".