Область знаний: "ДП" составил рейтинг школ Ленинградской области

"ДП" изучил почти 200 школ Ленинградской области и выяснил, какие из них сопоставимы по качеству образования со школами Петербурга. Общий сравнительный анализ итогов ЕГЭ показал: зачастую для того, чтобы подготовить детей к поступлению в хороший вуз, жителям отдаленных коттеджных поселков и малоэтажных комплексов не обязательно отвозить их на учебу в город.

Ленобласть переживает период активной застройки: по данным экспертного бюро "Сперанский", на сегодняшний день в регионе реализуются 448 коттеджных поселков. Вместе с недвижимостью меняется и демография региона: так, за последние 2 года население Ленобласти увеличилось почти на 35 тыс. человек.
По словам председателя областного комитета по образованию Сергея Тарасова, ежегодно количество школьников увеличивается на 7,5 тыс. человек. Это почти вдвое больше, чем ежегодный прирост в Петербурге. Этому есть объяснение: за административные границы города в новостройки и коттеджи переезжают тысячи молодых семей. И хотя их становится больше во всех районах области, основной рост приходится на Всеволожский и Гатчинский районы. Помимо официально регистрирующихся в области семей много людей живут там без прописки.
Но не все петербуржцы, покупающие жилье в новых коттеджных и малоэтажных комплексах, стремятся отдавать ребенка в областную школу. Многие продолжают ездить на работу в Петербург и каждое утро возят с собой детей.
Здесь свою роль играет предубеждение в более низком уровне качества услуг (и образовательных в том числе) по сравнению с городом. Кроме того, при выборе школы немалое значение имеет транспортная доступность от дома. И если до местной школы, как и до городской, необходимо добираться на машине тот же час, то предпочтение, очевидно, будет все-таки отдано школе в Петербурге.
Другое дело, когда школа оказывается совсем близко или ее администрация организует доставку детей школьными автобусами. Редакция "ДП" решила проверить, насколько обоснованы родительские предубеждения об областном образовании и с каким уровнем знаний выпускники оканчивают школы Ленобласти.

Рейтинг

Рейтинг основан на последних опубликованных данных. Сейчас они скрываются чиновниками и используются только для служебного пользования. Исключение составил, пожалуй, самый важный с точки зрения нового строительства Всеволожский район: чиновники оперативно предоставили информацию по всем школам за последний год. Кроме того, в рейтинг был включен Курортный район Петербурга, поскольку число коттеджных поселков и малоэтажных комплексов на его территории не меньше, чем в некоторых районах области.
По итогам исследования редакция "ДП" насчитала 19 наиболее успешных школ в Ленобласти, со средним общим показателем выше 70 баллов. Для сравнения, средний балл всех школ Петербурга — 58. То есть хорошие школы Ленобласти могут по многим критериям заткнуть за пояс городские. Однако стоит признать, что с петербургскими элитными лицеями, вроде №239 (не участвовал в рейтинге), №30 (лидер рейтинга со средним баллом 82,4) или гимназии №610 (76,7 балла), областные школы пока не могут конкурировать за учеников. Родители отдают туда детей целенаправленно, преодолевая высокий конкурс, и явно не готовы менять их на любую другую школу, несмотря на логистические трудности.
Тем не менее если школьник в семье, переехавшей за город, не претендует на учебу в таких заведениях, по крайней мере, взглянуть на соседние школы имеет смысл.

Максимальное число школ с показателями ЕГЭ более 70 баллов находится в Гатчине и Тихвине — по четыре в каждом городе. Хорошим школьным образованием могут также похвастаться Кириши и Кингисепп — на их территории расположилось по две школы с высокими показателями. Достаточно много в Ленобласти случаев, когда школа показывает, может, и не рекордно высокие, но вполне достойные результаты по ЕГЭ. Одна из таких школ со скромным названием — Кузьмоловская СОШ №1. Ее средний балл за 2017 год — 68,8. Это уровень хорошей крепкой гимназии в Петербурге из третьего десятка в рейтинге нескольких сотен городских школ.
Сами застройщики подтверждают, что школа у дома является явным преимуществом жилого объекта, особенно для родителей, которые хотят чтобы их ребенок учился неподалеку. "Наличие поблизости хорошей школы вполне может стать определяющим для части покупателей квартир, — комментирует Арсений Васильев, генеральный директор ГК "УНИСТО Петросталь". — Мы, конечно же, используем информацию о наличии рядом школы с хорошими рейтингами, как и другие факторы, которые могут быть интересны покупателям и позволят сделать свой выбор в нашу пользу".

Неполные школы

Особенность среднего образования в регионе заключается в том, что местные школы далеко не всегда выпускают все 11 классов. Как правило, это связано это с недобором учеников, так как после девятого класса некоторые бросают школу. Кто-то продолжает образование уже в Петербурге, а кто-то идет в техникумы.
Так или иначе, результат у этой ситуации один: с руководителя школы, как и с местных чиновников, снимается ответственность за итоги учащихся, и общая статистика учебного заведения не портится низкими баллами по ЕГЭ.
Но есть и другие случаи: например, Осельковская школа, в которой учится 247 учеников, просто физически не может набрать 11 классов: не позволяют размеры здания. В одном классе помещаются максимум 14 человек. Директор этой школы Зинаида Царёва говорит, что сейчас решается вопрос о строительстве нового здания школы. По ее словам, новая школа будет строиться на федеральные деньги и "под патронажем президента". По проекту, здание будет рассчитано на 300 школьных мест; отдельное помещение будет подготовлено под детский сад. Согласование проекта ожидается в июне, а с декабря должны начаться строительные работы.
В 5 км от Осельков есть более крупная школа, Лесколовская. Как рассказывают педагоги, если дети в Осельках хотят продолжить образование в 10-м и 11-м классах, то едут туда. Однако Лесколовская школа тоже считается переполненной, и в нее не так просто попасть.
Но даже там, где 10-11-е классы все же есть, обучение зачастую ведется очень необычно для городского жителя. Так, в Мичуринской школе в восьмом и в девятом классах учатся по 18 детей, а в 10-м и 11-м — всего пять и четыре соответственно. В такой ситуации есть и плюсы — у учителя гораздо больше времени остается на каждого ученика. По меркам школ в Купчино или  Приморском районе это можно рассматривать чуть ли не как индивидуальное обучение.
Другой вопрос — качество этого образования. И тут проблема: средний балл по ЕГЭ в Мичуринской школе — 46,8. Это совсем плохо. Участвуй она в петербургском рейтинге, заняла бы 20-е место с конца, и ни один эксперт, конечно, не рекомендовал бы эту школу родителям. А живи они поблизости, посоветовал бы возить в более отдаленные, но лучше зарекомендовавшие себя школы. Полчаса езды — и вы в Громово, где местная школа показывает средний результат ЕГЭ в 63,6 балла. Или 40 минут — и Лесновская школа с вполне достойными даже на городском уровне 66,5 балла.
Есть и другой вариант — более сложный и долгий: добиться от местной и школьной администрации исправления плачевной ситуации с итоговыми результатами образования. Конечно, тем, кто только подумывает переезде в окрестности Вуоксы, такой путь вряд ли будет интересен. Но тем, кто уже обзавелся там жильем и видит эти места своим домом, почему бы и не попробовать. Не получится —  всегда можно вернуться к ежедневным поездкам с детьми в Петербург или приглашению частных учителей для семейного обучения.

Из ложной скромности

В своем прошлогоднем рейтинге школ Петербурга "ДП" уже писал, что данные по результатам ЕГЭ в школах перестали быть открытыми с 2015 года. Похожая ситуация произошла и с областью, только здесь последний сводный отчет об итоговом экзамене датируется не 2015, а 2013 годом.
Редакция "ДП" попросила чиновников предоставить данные по итоговым баллам выпускников областных школ 2017 года, однако в большинстве случаев в районных комитетах образования ответили отказом. Мотивация одинаковая: "результаты единого государственного экзамена — это индивидуальные достижения обучающихся, поэтому комитет рейтинги не составляет". Те же слова корреспондент "ДП" услышал и от председателя областного комитета образования Сергея Тарасова.
На вопрос, как вообще в сфере школьного образования возник запрет на рейтинги итогов ЕГЭ, глава комитета ответил, что инициатива исходила "сверху", в форме рекомендации от Рособрнадзора.
При этом никаких постановлений или других нормативных актов, содержащих формулировку "индивидуальные достижения" и как-либо ограничивающих публикацию итогов ЕГЭ, в свет не выходило.
Скрывая итоговые баллы ЕГЭ от общественности, школы, информационно-методические центры, а также сайты районных комитетов образования вполне охотно публикуют результаты школьных олимпиад и прочих конкурсов, где ученики могут продемонстрировать свои знания по тому или иному предмету. То есть, когда речь идет о хороших и выдающихся результатах школьников, они уже перестают в сознании чиновников быть индивидуальными и записываются в копилку успехов школьной системы.

Областная специфика

Из-за того что заселенность Ленобласти совсем неоднородна — люди гораздо более охотно переезжают в Кудрово, Мурино и Бугры, чем в Лодейное Поле или Подпорожье, — количество учащихся в разных школах региона может сильно различаться. Как следствие, в Кудровской школе учатся более 1,5 тыс. детей, в то время как в небольшой школе в Бокситогорском районе заполнено всего пять мест. Обеспечить одинаково качественный уровень образования и в первом, и во втором случае непросто, признается глава комитета по образованию Ленобласти.
Тем не менее руководство Кудровской СОШ №1 уверенно заявляет, что количественный "бум" учеников никак не сказался на качестве работы учителей и передаваемых детям знаний. "Конечно, первый год был непростым, но сейчас преподаватели уже полностью адаптировались, привыкли к большим классам", — комментирует ситуацию заместитель директора по воспитательной работе Наталья Осыкина. Стоит, однако, отметить, что число учеников в классе Кудровской школы могло достигать 40 человек, и даже с учетом высокой квалификации учителей обеспечить индивидуальный подход в таких условиях крайне сложно.
К 1 сентября 2018 года областные школы ожидают 20 тыс. первоклассников. "Это серьезная цифра, — подчеркивает Сергей Тарасов, — потому что в последние несколько лет количество первоклассников увеличивается на 1,5 тыс. в год. Мы учитываем эту динамику и потому создаем более 7 тыс. мест ежегодно. В этом нам помогает федеральный бюджет, откуда мы получаем средства на выкуп школ у инвесторов. Так, за 2 года мы приобрели четыре новых школы".
Поскольку не во всех районах Ленобласти налажено регулярное транспортное сообщение, а дороги там так себе, родители, переезжающие в новый таунхаус или жилой комплекс, могут задаться вопросом доступности местной школы для ребенка. На это Сергей Тарасов говорит, что в Ленобласти проблем с подвозом школьников нет.
"Есть нормативы по школьным автобусам, в зависимости от возраста и расстояния до школы. Каждый год в Ленобласти приобретаются десятки автобусов, в среднем 40-45 штук. У нас регулярно курсируют 200 автобусов: каждый день они подвозят более 5 тыс. учеников и 300 педагогов.  Если в районе появилась потребность в подвозе детей, родители могут обратиться в комитет по образованию, и там спланируют маршрут", — рассказывает чиновник.
Его слова подтвердили и в самих школах: и.о. директора Коробицынской школы Александр Комлев рассказал, что ежедневно автобус перевозит более 30 учеников из близлежащих коттеджных поселков, а поэтому и проблем с транспортом у детей нет.
Что касается вопроса поступления в желаемую школу, а не в школу по месту прописки, здесь картина выглядит не столь безоблачно. Ситуация точно повторяет петербургскую: в принципе, ребенок без школы не останется, но за места в хорошей и модной школе придется побороться. Электронная очередь на подачу заявлений в Кузьмоловскую школу №1 для детей с областной пропиской и без льгот открывается 1 февраля, в то время как для остальных желающих поступить в школу запись станет возможной только с июля, когда все места в школе уже будут заполнены. Хотя можно встретиться с директором школы и "договориться по ситуации", добавили в канцелярии школы.
А вот в Гатчинской гимназии им. Ушинского корреспонденту "ДП" честно сообщили, что без местной прописки записать ребенка в школу "нереально". Учитывая, что в коттеджных поселках с пропиской все довольно непросто, для петербуржцев, переезжающих за город, устроить детей в хорошую школу получается нелегко.

В затруднительном положении

В объяснении причин низких результатов по ЕГЭ областные педагоги мало отличаются от городских коллег. Жалоб на недостаток финансирования, недостаток и низкое качество кадров или тем более плохое администрирование не услышишь. Школы с низкими показателями свою проблему, как правило, связывают с недостаточной мотивацией учеников. По мнению руководителя Коробицынской школы Александра Комлева, ключ к решению проблемы низких баллов на экзаменах в первую очередь лежит не во внутренней политике самого учебного заведения, а в образовательной среде за его стенами.
Так, по его мнению, многие родители дома уделяют недостаточно внимания работе со своими детьми по проверке домашних заданий. Как следствие, полагает Александр Комлев, старшеклассники не чувствуют контроля и меньше готовятся к сдаче итоговых экзаменов.
Кроме того, проблема невысокого качества образования, по мнению главы школы, является следствием того, что СМИ не способствуют популяризации образования, предлагая вместо этого развлекательный контент.
"Дети это наблюдают и, наверное, считают, что образование сейчас не в тренде", — добавил Александр Комлев. Поэтому и решение проблемы, скорее, должно приходить извне, добавил собеседник.
Есть и более конструктивные идеи, как можно было бы повысить результаты ЕГЭ в областных школах. В свою очередь, завуч Киришской СОШ №3 Ольга Бантикова считает, что если бы у учреждения появилась дополнительные средства, то наиболее верно было бы использовать их для индивидуальных занятий с учениками. По словам руководителя школы, это смогло бы вызвать у учеников интерес к образовательному процессу в целом и в конечном счете изменило бы показатели выпускных экзаменов в лучшую сторону.

Спрос порождает предложение

Наряду с государственными школами в Ленобласти хватает и частных. В основном они находятся в крупных населенных пунктах и добраться до них из отдаленного коттеджного комплекса можно только на автомобиле. Но, к примеру, компания "Электронмаш" построила школу прямо на территории коттеджного поселка "Ламбери" во Всеволожском районе. Это не единственный подобный проект: например, в поселке Западная Лица есть своя школа-пансионат "Лицвартс", основанная еще в 1992 году. А в поселке Лужки Выборгского района расположилась одноименная частная школа-пансион.
Как рассказал коммерческий директор "Электронмаша" и автор проекта "Ламбери" Алексей Потапов, получить согласование на строительство школы оказалось непросто: вместо ожидаемого года девелопер потратил в 3 раза больше времени на бюрократические проволочки и получение всех необходимых разрешений.
"Согласование проекта, архитектурный и технический надзор, Росавтодор, ГИБДД, разминирование, госэкспертиза, получение разрешения на строительство, справки — все это заняло 2,5 года. Кроме того, строительство, подведение коммуникаций, подключение газа, электричества заняло еще около 3 лет", — комментирует Алексей Потапов.
Затруднения возникли и в процессе поиска оператора школы при поселке "Ламбери". Как рассказал Алексей Потапов, все частные школы отказывались принимать участие в проекте, так как не были уверены в достаточном количестве желающих обучаться именно там. В итоге работу по оказанию образовательных услуг в поселке взяла на себя частная школа "Деловая волна".
По словам директора школы Ирины Корольковой, на принятие решения открыть школу в "Ламбери" у нее ушло несколько месяцев. "Конечно, всегда есть опасения, наберется ли необходимое число учащихся; к тому же из-за нестабильной экономической ситуации сейчас сложно спрогнозировать, сколько необходимо времени, чтобы школа заработала в полную силу. И тем не менее мы надеемся к сентябрю набрать 10 классов", — добавила Ирина Королькова.
Директор "Деловой волны" рассказала, что родители проявляют интерес к школе (строительство которой еще не завершено) уже сейчас. "Нам звонят не только из соседних коттеджных поселков, но и из тех районов города, которые не считаются зажиточными", — рассказала Ирина Королькова.
Привлечь учеников девелопер проекта "Ламбери" рассчитывает не только качеством образовательных услуг школы, но и спортивно-культурными отделениями: при школе работают занятия по театральному мастерству, различные творческие секции, группа английского для взрослых.
"Мы создаем не просто школу, а полноценный культурный центр, который смог бы компенсировать нехватку инфраструктуры в районе", — добавил Алексей Потапов.