ФАС России дважды заставила петербургскую Дирекцию транспортного строительства поменять условия в аукционах на строительство и ремонт дорог. В то же время в двух аукционах с идентичными требованиями в документации УФАС по Петербургу никаких нарушений не нашло.
В первой половине марта Санкт-Петербургское государственное учреждение "Дирекция транспортного строительства"(СПб ГКУ "ДТС") попало под серьезное давление со стороны ФАС России: антимонопольщики нашли два нарушения в аукционах, которые проводит ДТС, и в ближайшем будущем, скорее всего, найдут еще одно.
Федеральной антимонопольной службе не понравилось, что петербургские дорожники ограничили количество возможных участников аукциона, слишком детально прописав требования к материалам, которые должны использоваться в ремонте дорог.
Первым под удар попал аукцион на подключение "Лахта центра" к петербургской сети дорог. На этих торгах будущие подрядчики борются за контракт стоимостью до 1,47 млрд рублей за право сооружения окаймляющих деловой квартал улиц. Антимонопольный орган обнаружил в аукционной документации слишком детальное описание арматуры, которое сразу же сокращает количество возможных участников. ФАС предписала ДТС отказаться от избыточных требований и не учитывать их при принятии решении и выставлении оценок подрядчикам.
ФАС России не понравился и другой аукцион, который проводит ДТС: служба разыгрывает ремонт дорог в северо-восточных административных районах Петербурга за 1 млрд рублей с нарушениями. Здесь дорожники прокололись, когда чересчур подробно описали песок и глину, которые должны использоваться при ремонте. Так же, как и в случае с аукционом на подключение "Лахты", антимонопольщики дали ДТС указание отказаться от чрезмерной строгости при выборе подрядчика.
В поле зрения ФАС аукционы Дирекции транспортного строительства попали после жалоб активиста Общероссийского народного фронта Александра Кулакова.
"В своей жалобе на действия ДТС я также обратил внимание ФАС на то, что контракты слишком крупные. Нужно разделить предмет торгов на меньшие лоты, как этого требует указ президента №618, но ФАС почему-то мои доводы не оценила. Хотя, например, в северо-восточных административных районах Петербурга заказчик в лице ДТС объединил в один контракт ремонт не связанных между собой дорог в трех разных районах города, тем самым увеличив и стоимость работ, и их сложность, что впоследствии опять ведет к ограничению возможного количества участников закупки", — рассказал Александр Кулаков.
Еще на три аукциона от ДТС жалобы активиста находятся в стадии рассмотрения. Дирекция транспортного строительства сейчас разыгрывает ремонт дорог в юго-западных районах города за 730 млн рублей, юго-восточных — за 900 млн рублей и северо-западных — за 1 млрд рублей.
Первые две жалобы сегодня признало необоснованными петербургское УФАС, несмотря на то что коллеги из центрального управления антимонопольной службы по идентичным вопросам приняли противоположное решение.
"Иногда бывает, что мнения центрального аппарата ФАС и территориального органа, которым является Санкт-Петербургское УФАС, по, казалось бы, похожим вопросам расходятся. Если рассматривать этот конкретный случай с ДТС, то жалобы действительно идентичны, но закупки разные, а дьявол, как известно, кроется в деталях. Поэтому надо дождаться решения нашего управления в полном объеме, чтобы пояснить разницу в решениях, — отвечают в пресс-службе УФАС по Санкт-Петербургу. — Отдельно хочется отметить, что заявитель — физическое лицо, — уведомленный надлежащим образом, на заседание не явился. Нам этот гражданин хорошо знаком по переписке. В 2017 и 2018 годах он подал в наше управление десятки жалоб. Мы предполагаем, что это так называемый профессиональный жалобщик; тем более что, судя по представленным документам, он не сможет выполнить те работы, торги на которые проводит ДТС".
В петербургском отделении не смогли объяснить, почему одинаковые случаи местная комиссия антимонопольщиков и комиссия центрального управления оценивают по-разному. Александр Кулаков рассказал, что такие случаи уже бывали и тогда суд встал на сторону головного офиса ФАС. Он считает, что причина принятия таких решений в сращивании руководства УФАС региона с местной администрацией, что приводит к принятию незаконных решений в интересах заказчиков, контролируемых руководством региональных администраций.
"Нам нужна ротация руководящего состава УФАС хотя бы раз в 3 года, а также более жесткий контроль деятельности антимонопольной службы со стороны УФСБ и прокуратуры, чего в настоящее время вообще не делается в силу пробела в законодательстве, банальной неграмотности и отсутствия критериев оценки деятельности по предупреждению правонарушений в сфере закупок. Что касается "профессионального жалобщика", то могу сказать: если в УФАС перепутали свои должностные обязанности и не считают помощью помощь активистов путинского Общероссийского народного фронта в борьбе с нарушением закупочного и антимонопольного законодательства, в том числе с нарушениями указа президента РФ от 21 декабря 2017 года №618 о развитии конкуренции, то им пора менять место работы", — добавил Кулаков.
Претензии активиста к аукционной документации на ремонтные работы в северо-западных районах Петербурга из-за большей начальной стоимости будет рассматривать центральный аппарат ФАС, и несложно догадаться, что он, скорее всего, не будет противоречить сам себе и вынесет такое же решение, как и по аукциону на ремонт дорог в северо-восточных районах города.
В теории ДТС может обжаловать решения антимонопольщиков, однако в службе предпочли сохранить интригу и отказались комментировать свои планы.