ФАС планирует снизить расходы по гособоронзаказу на 6-7 млрд рублей в год за счет внедрения новой системы ценообразования и перевода торгов на закрытые электронные площадки. Пока же стоимость некоторых контрактов на изготовление военной продукции завышается в 5-6 раз.
С 1 января в России действует новая система ценообразования в гособоронзаказе (ГОЗ). Основным разработчиком нового положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ.
По словам заместителя руководителя ФАС Максима Овчинникова, основная идея нового положения в том, чтобы мотивировать производителей военной продукции сокращать издержки: сэкономленные средства компании смогут использовать по своему усмотрению, например, для модернизации производства, внедрения новых технологий. Существовавшая до этого модель ценообразования толкала предприятия на завышение цен.
"Примеры бывают очень разные с точки зрения завышения стоимости по контрактам в сфере государственного оборонного заказа. Бывает 20-30%, а бывает в 5-6 раз. Например, известное дело по исполнению контрактов Адмиралтейскими верфями по 3D-модели подводных лодок — там завышение цены составляло примерно в 3 раза по одному из контрактов. Поэтому все зависит от того, как устроена учетная политика у компании, а в основном зависит от того, насколько она добросовестна. Новые принципы ценообразования, которые мы предлагаем внедрять и которые уже внедряются, по сути дела, в настоящее время (акт правительства утвержден 2 декабря прошлого года и вступил в силу с 1 января 2018 года), как раз мотивируют предприятия честно декларировать свои затраты, снижать себестоимость продукции, потому что вся экономия предприятия остается в его руках", — объясняет Максим Овчинников. По его словам, экономия федерального бюджета от внедрения новой системы ценообразования составит 6-7 млрд рублей в год, так как предприятия лишатся возможности завышать цены.
Более того, ФАС рассчитывает получить дополнительную экономию за счет перевода конкурсных процедур в гособоронзаказе на закрытую электронную торговую площадку. "Безусловно, на бумажном носителе легко манипулировать результатами закупки. Легко выкидывать нежелательных конкурентов, и самое главное — очень тяжело контролировать эти закупки без использования современных инструментов анализа и обработки данных и выявлять признаки нарушений, — перечисляет Максим Овчинников. — Мы, не имея возможности в онлайн-режиме мониторить все закупки, не можем эффективно контролировать. Мы уже перевели часть закупок Минобороны и других силовых ведомств на закрытую площадку".
Перевод торгов в электронный режим только за последние 3 месяца, по словам эксперта, позволил снизить стартовые цены на 11-15%, что позволило получить экономию около 500 млн рублей.
ФАС с 2016 года контролирует гособоронзаказ. Антимонопольное ведомство регистрирует цены на вооружение и военную технику. Оборонные предприятия передают в службу сметы на исполнение гособоронзаказа. ФАС выявляет дублирование расходов, их необоснованное завышение.
Самый громкий случай завышения цен и хищения средств гособоронзаказа связан с петербургскими Адмиралтейскими верфями. Как ранее писал "ДП", в начале этого года правоохранительные органы задержали заместителя главного инженера Адмиралтейских верфей Глеба Емельченкова и владельца АО "Новит ПРО" Валерия Пшеничного, который позже, 5 февраля, был найден мертвым в СИЗО №4 на ул. Академика Лебедева. Оба обвиняются в мошенничестве в особо крупном размере, которое заключалось в завышении цен при выполнении гособоронзаказа. Компания "Новит ПРО" получила контракт на изготовление 3D–модели для неатомных подводных лодок, которые строят Адмиралтейские верфи по заказу Минобороны РФ. По словам источников, близких к следствию, предположительно, деньги выводились через ряд субподрядчиков компании "Новит ПРО", в которых якобы были трудоустроены граждане, не имеющие никакого отношения к 3D–моделированию. "Эти работники банков даже не подозревали, что участвуют в строительстве подводных лодок", — поясняет собеседник "ДП".
С 2017 года Россия сокращает расходы на силовой блок: если в 2016 году они совокупно составили 5,832 трлн рублей, то в 2017-м — уже 4,779 трлн, а к 2019-му сократятся до 4,708 трлн рублей. Большая доля (почти 67%) в расходном бюджете силового блока приходится на статью "Национальная оборона": в казне РФ на 2016 год на эти цели было предусмотрено 3,889 трлн рублей, в 2017-м — 2,836 трлн, в 2018-м — 2,728 трлн, в 2019-м — 2,816 трлн рублей.
Больше всего от сокращения пострадал ГОЗ, который до 2017 года стабильно рос. По подсчетам Института Гайдара, в 2012 году на ГОЗ было выделено 889,9 млрд рублей, в 2013-м — уже 1,295 трлн, в 2014-м — 1,716 трлн, в 2015-м — 1,901 трлн, в 2016-м — 2,689 трлн. А в 2017 году — лишь 1,579 трлн рублей (падение более чем на 41%). Немного отличаются расчеты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, которая оценивает ГОЗ 2017 года в 1,815 трлн рублей. Дело в том, что в основном оборонный заказ в бюджете проходит по закрытым статьям, не отраженным в публичной отчетности, — отсюда и расхождение в цифрах.
В начале этого года президент России Владимир Путин заявил о принятии новой государственной программы вооружения на 2018-2027 годы. Бюджет программы на перевооружение армии и флота оценивается в 19 трлн рублей, и еще более 3 трлн рублей предполагается направить на оснащение МВД, ФСБ, СВР и Росгвардии.