Петербургский ФАС обязал производителя пива "Афанасий" из Твери заплатить государству 9,4 млн рублей за выпуск медовухи "Охота нашего! Крепкое". Торговая марка оказалось слишком похожа на бренд пива "Охота Крепкое", которое выпускает Heineken.
Петербургское территориальное управление ФАС назначило штраф в размере 9,4 млн рублей тверскому производителю ООО "Частная пивоварня "Афанасий", в такую сумму оценив незаконно полученный доход.
Антимонопольное дело в отношении ООО "Частная пивоварня "Афанасий" было возбуждено по заявлению ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен" (ОПХ). По мнению заявителя, тверская компания незаконно использовала обозначение "Охота нашего! Крепкое", сходное до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным компанией Хейнекен, "Охота Крепкое". Позицию петербургского производителя подтвердили арбитражный суд первой и апелляционной инстанции, а также суд по интеллектуальным правам.
В сообщении ведомства говорится, что ущерб, который "Афанасий" нанес своими действиями корпорации Heineken, можно отнести к упущенной выгоде: потребители, которые купили медовуху "Охота нашего! Крепкое" в обычных условиях предпочли бы пиво "Охота Крепкое". По данным ФАС, в 2015 и 2016 годах "Афанасий" реализовал около 650 тыс. л этого напитка.
Это первый для управления ФАС по Петербургу случай выдачи предписания о возвращении в бюджет незаконно полученного дохода. "Логика здесь такая. Суды и антимонопольный орган фактически признали продукт контрафактным, а так как изъять его из оборота уже не представляется возможным, то мы решили применить практику изъятия доходов, основанную на Гражданском кодексе", — приводятся в сообщении ведомства слова заместителя руководителя Петербургского УФАС Вячеслава Тукаева.
В компании Heineken полностью поддерживают решение антимонопольного ведомства. Компания уже выиграла у "Афанасия" судебное дело о защите прав на интеллектуальную собственность, однако финансовые потери недобросовестных производителей пока исчислялись не очень большими суммами, хотя им и запретили выпускать спорный продукт. "Введение практики взимания штрафов в виде незаконно полученного дохода должно отбить у отдельных производителей желание паразитировать на чужой интеллектуальной собственности", — надеется Татьяна Одабашян, директор по правовым вопросам и комплаенсу ООО "ОПХ".
Специалисты компании Claims (представляла интересы ОПХ в ходе разбирательства в антимонопольной службе) указывают, что довольны размером штрафа, присужденного к выплате, учитывая, что в спорах о нарушении исключительных прав на товарные знаки суды зачастую уменьшают размер компенсации, присуждаемой в пользу правообладателя, такое определение размера штрафа со стороны ФАС обеспечивает более эффективное противодействие нарушителям в данной сфере.