Официальный запрет на продажу дизельного топлива экологического класса ниже Евро-5 действует на территории России уже не первый год. При этом сейчас можно без труда купить топливо запрещенного качества, его продавцы работают без уплаты налогов, нарушают экологические нормы и сокращают выручку традиционных операторов АЗС минимум на 30%.
Неожиданно холодный конец зимы в 2018 году резко повысил обороты продавцов топлива для коттеджных котельных и электрогенераторов. Они работают параллельно с традиционными сетями АЗС, почти не пересекаясь с ними по части производства, логистики и клиентов.
Терпимость потребителей и регуляторов к сомнительному качеству и происхождению дизтоплива и его аналогов позволяет зарабатывать мелким поставщикам по 500 млн рублей в хороший месяц. И пока крайне строгие требования к экологическим нормам производства и использования нефтепродуктов компенсируются необязательностью их исполнения, эти деньги будут проходить мимо традиционных поставщиков топлива.
Несмотря на запрет продажи топлива экологического класса ниже Евро-5, действующий на территории России с 1 июля 2016 года, на рынке до сих пор можно встретить множество предложений о покупке топлива класса Евро-4 и ниже. Как правило, это мелкие компании или индивидуальные предприниматели, они продают топливо по цене приблизительно на 20% ниже того, что предлагают крупные игроки, работающие с топливом разрешенного качества.
Большинство продавцов дешевого топлива, с которыми удалось поговорить корреспонденту "ДП", предлагают свое сырье только с доставкой, цена которой либо сразу закладывается в стоимость топлива, либо рассчитывается в зависимости от расстояния. Многие предприниматели не имеют своих собственных точек продаж, поэтому покупка топлива "на месте" во многих случаях невозможна. Однако "ДП" нашел как минимум 10 точек с возможностью самовывоза дешевого топлива.
Почти как "Евро-4"
При этом эксперты рынка говорят, что сырье, выдаваемое за топливо Евро-4, на самом деле не что иное, как дистилляты газового конденсата, смесь субпродуктов, по своим характеристикам не соответствующая требованиям Технического регламента Таможенного союза, но позиционируемая в качестве альтернативы разрешенному топливу. "Это топливо по своим характеристикам частично схоже с дизельным, например, по плотности, вязкости, но другие показатели намного хуже, уровень серы, например, очень высокий — это вредит экологии и не соответствует качеству, установленному в России", — отмечает Вадим Фомин, исполнительный директор компании "Ростехразвитие".
Такой "бодягой", полученной в результате смешения дешевых продуктов первичной переработки сырья, невозможно заправлять автомобиль, а вот дизельные генераторы, тепловые пушки, дизель-электростанции, используемые в коттеджных поселках или на стройплощадках, — пожалуйста. Продавцу в своем объявлении достаточно только прямо не указывать, что он продает топливо запрещенного в России экологического класса, можно написать "топливо аналогичное Евро-4", "ничуть не хуже Евро-4", "отвечающее характеристикам Евро-4" — и предприниматель формально уже не нарушает закон.
Долю использования такого "якобы Евро-4" на рынке нельзя назвать ничтожной. По общим оценкам, только на стройплощадках Петербурга в месяц расходуется около 12 тыс. тонн дизельного топлива, большая часть которого, по мнению специалистов рынка, не соответствует разрешенному в России стандарту. Точно посчитать объем серого рынка дизтоплива, по словам экспертов, невозможно. По оценке крупных игроков, работающих с топливом разрешенного класса, если "убрать" предпринимателей, торгующих топливом под торговой маркой "Евро-4" и ниже, то прибыль петербургских компаний, реализующих топливо Евро-5, существенно бы выросла.
В Петербургской топливной компании (ПТК) рассказали "ДП", что морозы этого года повысили продажу дизельного топлива на их АЗС на 30%. В компании объясняют это тем, что покупатели дешевого топлива у "сомнительных" поставщиков во время морозов не хотят рисковать: некачественный продукт в холода густеет, замерзает и портит двигатели, поэтому люди идут покупать хороший дизель. Из этого следует, что сейчас продавцы неразрешенного топлива низкого качества оттягивают на себя потребителей, которые могли бы обеспечить рост выручки компаний, работающих с топливом разрешенного качества, как минимум на 30%.
По словам участников рынка, сейчас топливо класса "якобы Евро-4" покупают для заправки коттеджных дизельных генераторов и для стройплощадок, а также для технически отсталой агротехники, которая "и на Евро-2 будет работать". "На АЗС сейчас нет топлива ниже Евро-5, однако некоторые продавцы берут разрешенное топливо, смешивают его, например, с газовым конденсатом, на выходе себестоимость этого продукта ниже. Машины на таком топливе не поедут, а вот в котельные коттеджных поселков его залить вполне возможно", — рассказывает Виктор Брискин, начальник отдела продаж компании "Петродизель", работающей на рынке с 2003 года.
Хорошее топливо светлого цвета
Корреспондент "ДП" побывал на одной из типичных мелких точек продаж дизельного топлива на Софийской улице. Здесь среди множества строительных блок-контейнеров и оставленных машин размещаются сразу два предпринимателя, торгующих дизельным топливом (или его аналогами).
Один из них предлагает свой продукт по 33 рубля за литр. Таким топливом, по его словам, приезжают заправлять не только дачные генераторы, но и иномарки. Он объясняет, что его топливо светлого цвета, а это первый признак хорошего качества сырья, а вот топливо цвета чая он покупать не рекомендует.
Второго продавца на месте не оказалось. По указанному на заборе телефону продавец рассказал, что его точка "переезжает" в Шушары и отгрузка топлива ведется оттуда. Топливо у него чуть дороже — 33,5 рубля за литр, а на вопрос о качестве товара продавец отвечает, что у водителя бензовоза, который привезет заказчику топливо, будут все документы. Причем отгрузка ведется объемом не менее 2 тыс. литров. Стоимость доставки — 33 рубля за каждый километр от базы в Шушарах. В этот же день на традиционных АЗС цена дизельного топлива была 41-42 рубля за литр.
Большое количество объявлений о продаже топлива любого качества можно заметить вдоль дорог, ведущих к дачам и коттеджным комплексам Ленобласти, а также на сайте объявлений Avito. Корреспондент "ДП" под видом покупателя позвонил нескольким продавцам топлива экологического класса Евро-4, разместившим свои предложения в Интернете.
География "происхождения" топлива класса Евро-4 очень широка, однако большинство предпринимателей рассказали, что их топливо производится на нефтеперерабатывающем заводе в Киришах или на Ярославском НПЗ (ОАО "Славнефть-ЯНОС"). При этом на самом предприятии в Ярославле сказали, что полностью перешли на выпуск топлив класса К5, которое соответствует Евро-5, еще с 1 июля 2012 года. Завод в Киришах дизельное топливо класса ниже Евро-5 также не выпускает, но предприятие производит вакуумный газойль и другие нефтепродукты, которыми вполне можно заправлять неприхотливые дизельные генераторы и котлы. Так, например, на просьбу показать паспорт качества топлива, названного Евро-4, один из предпринимателей прислал паспорт газойля низкозастывающего.
Почти во всех случаях продавцы топлива на Avito предлагают свое сырье по цене существенно ниже той, которую можно увидеть на заправках за топливо класса Евро-5. Существование такого "параллельного" рынка дает покупателю возможность выбора: например, для своего коттеджного дизель-генератора можно купить топливо разрешенного качества Евро-5 по цене 43 рубля за литр или смесь, выдаваемую за Евро-4, по 35 рублей за литр. И если расход доходит до 1000 литров в месяц, то выгода от покупки "альтернативного топлива" составит около 8 тыс. рублей, при этом генератор будет работать так же, как он работал бы и на разрешенном топливе.
Врезки и смеси
Небольшой игрок рынка, продающий топливо Евро-4, убеждал "ДП", что его сырье произведено на заводе в Киришах. Когда после уточнения на заводе корреспондент указал, что КИНЕФ не производит топливо экологического качества Евро-4 уже более 2 лет, он недоумевал: вместе с дизельным топливом он всегда получает паспорт его качества, на котором указано, что производитель сырья — нефтеперерабатывающий завод в Киришах.
Представитель ООО "Киришинефтесервис" — одной из компаний, официально работающих с заводом "Кинеф", рассказал, что их фирма — первое звено в числе множества посредников между заводом и конечным потребителем. "Мы продаем заводское топливо экологического класса только Евро-5, дизтопливо другого класса киришский завод попросту не производит, и прикладываем все необходимые документы. Как покупатели потом используют дизельное топливо — неизвестно, может, что-то мешают на каких-нибудь мини-НПЗ и продают под видом топлива Евро-4, — объясняет Дмитрий Волгин, начальник отдела продаж ООО "Киришинефтесервис".
Низкая цена на топливо может свидетельствовать не только о том, что это "намешанное", нечистое сырье, но и о том, что оно может быть попросту ворованное. Этот, казалось бы, старый и несовременный метод удешевить продукцию используется до сих пор.
Летом 2017 года на заседании Нефтяного клуба Петербурга заместитель директора департамента безопасности ПАР "Транснефть" Виталий Комлев указывал на реальное существование проблемы хищения топлива прямо из трубопроводов. "В этом году в Ленобласти было выявлено 32 врезки в нефтепродуктопровод. В других регионах нет такого количества хищений нефтепродуктов с помощью несанкционированных врезок", — отмечал Виталий Комлев. К похищенному топливу из нефтепродуктопроводов могут подмешивать некондиционное топливо. Кроме этого, такие недобросовестные предприниматели работают еще и без уплаты акцизов, отсюда конечная цена для потребителя становится существенно ниже той, что предлагают официальные компании и топливные операторы, работающие с сырьем разрешенного качества.
Потребитель не жалуется
Выбор в пользу дешевого топлива в будущем может привести к негативным последствиям: начнет ломаться генератор, некачественное топливо из-за большого содержания в нем серы вредит и экологии. Однако эти детали зачастую мало волнуют покупателя, до сих пор основным критерием выбора покупки топлива остается цена, а не его характеристики.
"В нашем бизнесе не принято жаловаться на качество. Когда ты съел что-то некачественное, серьезно отравился, то ты сразу идешь жаловаться. В случае с некачественным топливом физически человеку не становится плохо, ломается только машина. Ну ты починил ее, ну купил новую, никто же не умер", — рассуждает Виктор Брискин, начальник отдела продаж компании "Петродизель".
До сих пор на продажу некачественного топлива жалуются не потребители, а крупные участники рынка, которые борются со своими недобросовестными конкурентами. При этом перечень статей уголовного кодекса, под которые могут попасть продавцы так называемого Евро-4, очень мал. Как отмечает Станислав Смирнов, начальник отдела управления экономической безопасности МВД по Петербургу и Ленобласти, при детальном рассмотрении ситуаций редко можно говорить о наличии состава преступлений по статье о мошенничестве, а также очень трудно вычислить факт уклонения от уплаты налогов.
Еще один способ привлечь к ответственности продавцов топлива неразрешенного качества — обращение в ФАС. В Интернете без труда можно встретить множество объявлений о продаже топлива класса Евро-4 и ниже. При этом здесь тоже есть свой нюанс: если информация о продаже такого топлива находится на сайте физических лиц, то она не попадает под понятие рекламы. Однако в случае если предложение о покупке дизтоплива Евро-4 и классов ниже оказывается контекстной рекламой, ведущей на сайт компании, то уже можно говорить о нарушении закона, который не допускает рекламу товаров, запрещенных к производству и реализации. Но даже в этом случае потери таких недобросовестных предпринимателей будут несущественны.
Осенью 2017 года ФАС по Петербургу признало незаконной контекстную рекламу топлива класса Евро-3, ведущую на сайты компаний ООО "Энерго Трейд", ООО "ТТ ойл" и ООО "еЛама". ФАС обязала эти организации снять рекламу с распространения, а также пригрозила административным наказанием в виде штрафа в размере до 500 тыс. рублей.