02:4320 марта 201802:43
1778просмотров
02:4320 марта 2018
Поисковики и соцсети стали запрещать рекламу биткоина и его "братьев". Криптовалютчики заверяют, что их это не тревожит. "ДП" разбирался, насколько легко им дастся расставание с крупными каналами продвижения.
На прошлой неделе стало известно, что Google с июня запретит рекламу криптовалют и связанного с ними контента: криптокошельки, ICO (форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам криптовалют), советы по торговле и т. д. Ранее к решению об аналогичном запрете пришел Facebook. Вместе эти два интернет–монстра контролируют около двух третей онлайн–рекламы в мире.
Без паники
Представители рынка криптовалют поспешили заявить, что действия IT–гигантов не нанесут им большого урона, так как для продвижения есть много других каналов, в том числе мессенджер Telegram и специализированные форумы. Вот что сказал, например, Михаил Райцин, сооснователь ICOBox (поставщик коробочных решений для проведения ICO): "Ограничения от Facebook и Google вряд ли сильно ударят по росту рынка криптоактивов, скорее, дадут преимущество альтернативным рекламным каналам и смотивируют проекты больше времени уделять развитию комьюнити и меньше надеяться на рекламные возможности".
Очень многие игроки рынка криптовалют разделяют эту точку зрения, отмечая рекламное табу как печальное ("приравняли к казино"), но не пагубное явление. Даже появившаяся в каналах Telegram информация о том, что главный отечественный поисковик тоже уже фильтрует объявления, в которых рекламируются криптовалюты, посвященные им форумы и т. п., не испортило настроений на рынке.
Без внимания
Объем рекламы криптовалют и ICO в Facebook до недавнего времени был огромным. Трудно поверить, что все это были поголовно мошенники. И если продвижение в Facebook и Google было малоценным и легкозаменяемым, почему им пользовались так активно. Кроме того, криптовалюты отреагировали на новость падением. Все это вроде бы предвещает потери.
По словам финансистов, занимающихся проектами в сфере блокчейна, очевидны как минимум два следствия рекламных изменений. Во–первых, криптовалюты, и в том числе самая известная из них — биткоин, могут ускорить падение: рынок рос фактически за счет новых пользователей, а без притока свежей крови ему грозит обрушение. Во–вторых, уменьшение внимания может быть губительно для стартапов, проводящих ICO. Для них чем больше потенциальных инвесторов, тем лучше.
Как говорят в компании "Фандери" (сделала проект ICOVoting — рейтинг стартапов, проводящих ICO), ICO как инструмент привлечения средств вызвало настоящий ажиотаж именно в России и странах СНГ, так что от сокращения рекламы пострадают наши соотечественники — авторы стартапов. В каждом третьем токенсейле как минимум за технологическую часть отвечают выходцы из России и СНГ, уточняет Михаил Райцин.
"Сейчас заканчиваем масштабную рекламную кампанию по продвижению одного русского ICO в Google и "Яндексе", и уже трудностей достаточно, — анонимно жалуется представитель одного из рекламных агентств. — По сути, и сейчас ограничений очень много. Приходится с поддержкой чуть ли не каждый день созваниваться. А по России ICO в Google уже рекламируется с ограничениями".
Меньше, да лучше
Но похоже, что запрет на рекламу подоспел тогда, когда в ней разочаровались. До последнего времени рекламы криптовалют и ICO на Facebook и Google действительно было много, другое дело, что те, кто занимался продвижением на ICO реальных, не мошеннических проектов, уже признали очень низкой эффективность этого канала, говорит глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. "Подписчиков и интересантов такая реклама дает. Но это неплатежеспособная аудитория. Привлеченный подписчик дорогой, а процент конвертации его в инвестора очень низкий, — уверяет Юрий Брюквин. — Для реальных, немошеннических ICO такие каналы, как Facebook, Google, особой ценности не имеют. Конференции, личные встречи — вот что работает".
"С запретом прямой рекламы останется довольно широкий круг инструментов, позволяющих привлекать аудиторию, — уверен Юрий Морозов, основатель платформы BubbleTone Blockchain. — Это и поисковый маркетинг — ведь ссылки на тематические проекты не запрещают. Это и маркетинг, опирающийся на лидеров мнений. В итоге мы увидим сужение рекламных возможностей и, вероятно, рост расценок на маркетинговые усилия. Однако это плата за то, чтобы рынок стал более цивилизованным и чтобы вложения в проекты стали более надежными для широкой аудитории".
По словам Александра Шишова, основателя платформы Native Video Box, глобально запреты ни на что не повлияют: "Криптовалютная экосистема — это не финансовая пирамида, а растущий организм. Ее рост можно замедлить ограничительными мерами, но в итоге, скорее всего, все сведется к повторению истории "дотком–бума".
“
Я сам за регулирование криптовалют. Но это должно быть разумное регулирование. Сейчас Google и Facebook берут на себя роль регуляторов и цензоров, пользуясь своим монопольным положением, и просто все блокируют. Кому нужна реклама в этих каналах? Стартапам, выходящим на ICO. Таких проектов много делают представители России и других стран СНГ. Они и пострадают.
Эдуард Ланчев основатель и гендиректор ООО "Фандери" (IT–компания
разрабатывающая ПО в сфере финтеха и блокчейна)
“
Пострадают от действий Facebook и Google все, вся отрасль в целом. Чтобы собрать много денег на ICO, нужна рекламная поддержка на крупных ресурсах. То есть, скажем, $1 млн можно собрать и так, но 20–30 млн — нужна массированная реклама. Правда, я думаю, будут найдены пути обхода запретов.
Сергей Житинский
вице–президент CloudCoin Consortium (CloudCoin — альтернатива биткоину, но построена не на блокчейне)