Интерес к виртуальным деньгам остается сильным, но постепенно начинает спадать. Как и во многих других сферах, когда шумиха в СМИ стихает, в тему начинает приходить все больше основательных инвесторов, готовых не спешить с выводами и доходами. На криптовалюты обратил внимание самый, пожалуй, богатый монарший дом в мире — княжества Лихтенштейн. С другой стороны, регуляторы постепенно отсекают от инвестиций в крипту неподготовленную публику и вообще "массового пользователя", а стартапы ICO все больше уходят в частные размещения в противовес краудфандингу.
"Деловой Петербург" продолжает публикацию ревю самых значимых тенденций, сделок и курсов из мира
криптовалют
и других проектов, реализованных на базе
блокчейн (другие выпуски криптодайджеста читайте здесь).
Принц – за…
Криптовалюты продолжают стремиться на дно, опускаясь с каждой неделей все ниже и ниже в стоимости. На момент подготовки колонки их общая капитализация составляла, по данным CoinMarketCap, $310 млрд, что почти в 3 раза меньше, чем рекорд в $860 млрд, достигнутый в январе нынешнего года. Биткоин задает общую тенденцию. Можно было бы сказать, что с биржевым курсом в $8 тыс. он напоминает самого себя в ноябре 2017-го, когда стоил столько же, но это было бы категорически неверным: ведь тогда он стремительно рос и в цене, и в популярности, а сейчас напоминает прокаженного. Впрочем, не безнадежно.
Что мы сейчас видим – долгосрочный понижательный тренд, который в итоге уведет крипту в узкий сегмент для энтузиастов, откуда она изначально и появилась, или краткосрочную перестройку рынка, после которой будет новый всплеск? Возможны оба варианта, но второй выглядит более вероятным.
Во-первых, обратим внимание на то, что дешевеют все валюты – не только биткоин, который "ничем не обеспечен", но и чисто утилитарные Ether и Ripple, которые созданы для решения конкретных задач в рамках своих блокчейнов и становятся все более и более востребованными. Иными словами, нынешнее падение – во многом спекулятивное.
Во-вторых, сейчас на рынок давят негативные новости вроде запрета Google на рекламу криптопродуктов и ICO-кампаний (к этому мы еще вернемся), а также усиливающегося регуляторного прессинга во многих странах. Однако нельзя сказать, что эти факторы могут поставить на виртуальных деньгах крест.
К тому же есть и хорошие новости. Крон-принц княжества Лихтенштейн, который с 2004 года в статусе регента отвечает за ежедневное управление государством, Алоиз Филипп Мария Лихтенштейнский заявил, что его семья рассматривает возможность инвестиций части состояния в криптовалюты. Надо отметить, что княжеская семья этой карликовой страны ведет собственный бизнес и является одним из самых состоятельных монарших домов мира. Но главное не в том, что состояние князей насчитывает $5 млрд, а в том, что, как и в соседней Швейцарии, в Лихтенштейне управляться с финансами умеют, не говоря о том, что сам крон-принц весьма поднаторел за свою карьеру в имущественных вопросах.
Наследник отметил, что подобные инвестиции могут увеличить состояние и вообще "вся цифровая экономика представляет собой отрасль, которая будет играть заметную роль в будущем". В то же время он признал, что самой семье "не хватает внутренней экспертизы" для должной оценки подобных инвестиций и что криптовалюты остаются активом не просто высокорискованным, но и с весьма неясным будущим.
А вот в том, что касается блокчейна, Алоиз Лихтенштейнский более уверен. Технология публичного реестра изменит многие сферы жизни. Сам Лихтенштейн планирует ее применить для более эффективного управления государством.
Почему эта новость важна? Наблюдение за действиями профессиональных монархов и столь же профессиональных финансистов в сфере крипты подскажет, как они видят развитие отрасли. А мнение подобных господ порой гораздо полезнее мнений сотен консультантов, тем более что вкладывать крон-принц собрался свои кровные.
… а Google против
Одна из ключевых новостей прошедшей недели – запрет Google на рекламу криптовалют и токенов на своем собственном сайте, Youtube, а также через рекламную контекстную сеть Google AdSense. Обоснования нет, но будет логичным предположить, что оно не отличается кардинально от мотивов сети Facebook, которая ввела аналогичный запрет в начале этого года. Facebook, напомним, опасается злоупотреблений со стороны недобросовестных или просто не очень компетентных участников рынка, что может нанести ущерб пользователям.
На фоне отсутствия достаточного регулирования крипты, которое только зарождается, и растущего количества скандалов такие опасения обоснованны. Однако у этих запретов есть и другое измерение. Если заглянуть немного глубже и отойти в сторону непосредственно от темы виртуальных денег, то можно вспомнить недавнюю статью основателя Интернета Тима Бернерса-Ли, которую он опубликовал по случаю 29-го дня рождения Всемирной паутины. В своем послании Бернерс-Ли выражает озабоченность тем, что некие платформы, не указанные им напрямую, начинают играть доминирующую роль в выборе того, что и как людям думать, чем делиться в Интернете и т. д. Под этими платформами основатель сети подразумевал именно Google и Facebook, которые он аккуратно обвинил в "централизации".
Теперь вспомним, уже без участия Бернерса-Ли, что криптовалюты между тем построены на идее как раз децентрализации. Не исключено, что конфликт между ведущими поисковиком и социальной сетью с одной стороны и криптой с другой лежит глубже, чем просто опасения по поводу мошенничества.
Государства ограничивают неопытных инвесторов от влияния мошенников
Впрочем, все это не более чем философские рассуждения – занятие, которое поначалу практиковали государственные органы разных стран, присматриваясь к новым для себя темам криптовалют, блокчейна, майнинга и ICO. Нескольких месяцев им хватило для того, чтобы выработать какое-то понимание всех этих явлений и параллельно с продолжающимся их изучением потихоньку начать принимать меры регулирующего воздействия. Минувшая неделя принесла несколько важных новостей на эту тему.
Комиссия по ценным бумагам США официально признала то, о чем рынок шушукался последний месяц: чиновники вызывают по повесткам организаторов ICO и в деталях расспрашивают их о схемах реализации проектов, а именно, как сказал один из вовлеченных в процесс юристов, "о каждой детали". Каких-то подробностей того, зачем SEC это делает, пока нет, но, в принципе, и так все понятно: чиновники ищут нарушения или подозрения на потенциальные нарушения, чтобы своевременно их пресечь. Ну и заодно поближе познакомиться с ICO.
Федеральная комиссия по торговле США также не прохлаждалась. Она своими решительными действиями с помощью суда временно прекратила работу двух MLM-проектов, устроенных тремя предприимчивыми молодыми людьми. Концепция была простой: в обмен на небольшие вложения гарантировалась солидная доходность. Например, депозит в биткоинах или Litecoin, эквивалентный всего лишь $100, грозил обернуться со временем ежемесячным доходом в $80 тыс. Благодаря чему предполагалось получить столь серьезную прибыль? За счет депозитов новых вкладчиков, приведенных уже действующими, и т. д. Как выяснили представители комиссии, обещанная доходность и в самом деле была достижима – но только для верхушки пирамиды. Регулирующий орган, увидев неладное, быстро заполнил исковое заявление в федеральный суд, который заморозил активно рекламирующиеся через социальные сети проекты и вскоре примет по ним окончательное решение.
Во Франции происходили почти такие же события. Комиссия по финансовым рынкам выпустила предупреждение в адрес 15 компаний, которые предлагают французской публике инвестиции в криптоактивы без полученного разрешения со стороны регулирующего органа. Самый волнующий момент в данном сюжете заключается в том, что часть этих компаний не из Франции, а из других стран. Будет крайне интересно проследить за тем, какие же меры примут власти в отношении зарубежных нарушителей, если компании их ослушаются и не перестанут предлагать свои услуги местным инвесторам. Пока же регулятор, наряду с предупреждением, выпустил и предостережение, призвав людей вкладывать только в то, что они понимают, и помнить о том, что "высокая доходность приходит только с высокими рисками".
В Израиле Комиссия по ценным бумагам заявила о том, что торгующиеся на фондовой бирже Тель-Авива криптокомпании не будут включаться в биржевой индекс. Дело в том, что акции таких компаний отличаются сильной волатильностью и, таким образом, придают динамике индекса нестабильности, чем сбивают не только аналитику, но и стратегии инвесторов, так или иначе ориентирующихся на данный показатель (например вкладывающих в индексные фонды). Было замечено, что порой стоит какому-либо эмитенту объявить о том, что он начинает работать с криптой, как его бумаги тут же начинают резко колебаться в цене, причем еще до совершения каких-либо указанных действий в отношении виртуальных денег или блокчейна.
Некоторое время назад в Израиле и вовсе обсуждалась возможность удалить с биржи всех игроков, чей бизнес хоть в какой-то степени связан с криптовалютами, но в итоге им разрешили остаться.
"Краудгивинг" – новое слово в краудфандинге
Традиционная модель ICO выглядит незамысловато. Команда разработчиков придумывает продукт или сервис, выпускает токены и продает их всем желающим, собирая таким образом деньги на реализацию проекта, а заодно пополняя собственные карманы. Токен, если обобщить, выполняет функцию либо средства платежа внутри сервиса за те или иные услуги, либо средства платежа за вход в сервис, либо дает право на получение чего-то – товара, услуги, дивидендов. Имя инвестора, купившего токен на ICO, или того, кто купил монету у ее владельца, записывается в блокчейн, что гарантирует сохранность этой информации. Собственно, именно эта гарантия и стала одной из главных причин бума ICO.
Теперь же, как сказано в свежей фундаментальной статье на портале Coindesk, мы видим появление новой модели. Ее схематично можно изобразить так: разработчики продают часть токенов в ходе приватного размещения одному или нескольким крупным инвесторам, а остальную часть… просто раздают бесплатно кому угодно. Такой подход был, например, реализован в проекте Onchain, который призван создать платформу для разработки прикладных блокчейн-продуктов для нужд бизнеса. Любой подписавшийся на электронную рассылку от компании получал от нее бесплатно 1 тыс. токенов ONG, которые в настоящее время торгуются на бирже чуть больше чем за $1.
Проект Omise пошел еще дальше: он отправил автоматически свои токены во все криптокошельки, на балансе которых было не менее 0,1 эфира (ether), валюты платформы Ethereum. Такая схема применяется все чаще, причем владелец кошелька не может отказаться от получения бесплатного токена, как пользователь электронной почты без защиты от спама вынужден смириться с потоком нежелательных писем.
Вокруг бесплатной раздачи токенов, которая в английском языке обозначается словом airdrop или free airdrop, уже складывается целая инфраструктура в виде сайтов, Telegram-каналов, групп в социальных сетях, подписавшись на которые инвестор может отслеживать раздачу бесплатных монет. Появились и специальные коммерческие сервисы, которые позволяют стартапам отсеять пользователей, которые подписываются на их токены, используя разные аккаунты или почтовые адреса с целью заполучить побольше монет в одни руки.
Одним словом, формируется индустрия, которая заодно поможет ICO-проектам обойти жесткие ограничения регуляторов: ведь если нет публичной продажи – то нет и риска попасть под неуклюжий бюрократический поезд. По крайней мере, так считают сами устроители airdrop. Посмотрим, что скажут регуляторы.