Предприниматель Сергей Исаев вложил 11 млн рублей в создание сервиса раскрытия данных, который будет конкурировать со СПАРК и "Контур.Фокусом". Зарабатывать он планирует не на подписке, как это делают лидеры рынка, а на сборе данных под конкретные задачи бизнеса.
Предприниматель Сергей Исаев создал сервис "Топология бизнеса" (ООО "ДатаФабрик"), где собрана информация о компаниях на основе данных ФНС (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) и отчетности из Росстата. Его многочисленные конкуренты зарабатывают на платной подписке, но Исаев решил предоставлять контент бесплатно. По плану владельца, деньги будет приносить работа в b2b–секторе, платной будет проверка контрагентов для компаний. Для таких проверок применяют не только государственные базы данных, но и сообщения СМИ, соцсети и др. Основная аудитория сервиса — юристы, службы безопасности, закупщики крупных компаний.
Страховка перед контрактом
Стартовый капитал компании составил 20 млн рублей, из них в разработку самой "Топологии бизнеса" вложили 11 млн рублей. Около 70% инвестиций ушли на зарплаты разработчикам, остальное — аренда серверов и др. Компания DataFabric появилась в 2015 году, сейчас в ее штате 11 специалистов. Сервис уже начал работать для массовой аудитории, а с клиентами–фирмами ведут переговоры об условиях сотрудничества. По словам Сергея Исаева, первая же сделка покроет инвестиции в проект. А после заключения всех договоров, которые сейчас в работе, штат компании придется увеличить до 20–25 человек.
Задача системы — страховать бизнес от связей с недобросовестными контрагентами. Система собирает данные об адресах массовой регистрации, судах, о бывших местах работы владельцев компании и др. Сергей Исаев уверен, что рынку сейчас не хватает узкоспециализированных решений, которые будут отвечать всем требованиям заказчика. По словам бизнесмена, многие пытаются найти замену СПАРК и "Контр.Фокусу" в своих собственных IT–отделах, не из–за гениальности разработок, а просто потому, что они полностью заточены под конкретные нужды компании.
Новые данные
Участники рынка не берутся точно оценивать его объемы, открытых данных для этого недостаточно. Лидеры рынка, например "СПАРК Интерфакс", являются частью более крупных компаний, и неизвестно, какая часть их оборота приходится на систему проверки контрагентов. Однако предприниматели отмечают, что это многомиллиардный рынок. Лидирующих игроков — около десятка. Но созданием индивидуальных систем по проверке контрагентов они не занимаются, большинство работают на широкую аудиторию и продают подписку.
Рынок данных в России моложе, чем на Западе. Например, федеральный закон, обязывающий госорганы раскрывать данные, был принят только в 2009 году. Алексей Скворцов, гендиректор "Прима–Информ", рассказывает, что создание таких систем стало дешевле, а сами они — эффективнее. "Рынок меняется. Если раньше все считали, что проверять контрагентов должны только крупные компании, сейчас это зачастую доходит даже до уровня ИП", — говорит Алексей Скворцов.