01:3221 марта 201801:32
2602просмотров
01:3221 марта 2018
Мебельный рынок Петербурга начал уверенно расти после долгого падения. Лидеры в каждом сегменте свои, конкуренция огромна, а побеждают те, у кого есть и онлайн–, и офлайн–магазины.
Пик роста мебельного рынка в России пришелся на 2014 год, с тех пор он падал на 7–15% в год: сыграл свою роль кризис, люди решили отложить все необязательные покупки. В 2017 году рост возобновился вместе с постепенным снижением доли импорта и все большим интересом к онлайн–торговле. По данным компании "Открытие брокер", объем мебельного рынка в России за 2017 год вырос на 10%, до 418 млрд рублей.
Всем свои лидеры
Особенно быстро развиваются онлайн–магазины мебели: по данным РБК, около 21% людей, которые покупают сразу несколько предметов мебели, хотя бы один из них приобретают в Интернете. Такие магазины предлагают в основном корпусную мебель, а также услуги доставки и сборки на дому. Мягкие кресла и диваны люди пока предпочитают выбирать самостоятельно, в специализированных магазинах или ТЦ.
Как отмечают участники рынка, если покупатель хочет частично обновить интерьер, он, скорее всего, отправляется в небольшой магазин или ТЦ, а вот полный комплект мебели для въезда в новое жилье все чаще покупают в Интернете — у одного или нескольких производителей, причем, как правило, уже после рейда по офлайн–магазинам.
"Лидер в каждом сегменте свой, — добавляют в компании "Белфан" (производство и более 20 магазинов). — IKEA зарекомендовала себя в низком и среднем ценовых сегментах. В сегменте средний плюс ситуация иная, цена здесь уже не на первом месте. По нашим опросам, в первую очередь люди выбирают дизайн, потому и готовы переплачивать за бренд. На втором месте для покупателей материал: сегодня очень многие отдают предпочтение натуральному дереву (массиву), а не мебели из ДСП, как буквально 5 лет назад. На третьем месте комфорт эксплуатации, и только после идет цена".
В итоге в низком и среднем сегментах большую часть мебели производят несколько фабрик, которые продают товары в своих магазинах, через Интернет и через дилеров со сборным ассортиментом, — такая ситуация характерна для всего мира. В среднем и высоком сегментах много приблизительно равных по оборотам производителей, главная задача которых — привлечь покупателей за счет дизайна. Всего в России более 5 тыс. производителей мебели, а с учетом продавцов на рынке более 14 тыс. участников, конкуренция между ними огромна.
Доля импорта на рынке уже много лет стабильно колеблется вокруг 50%, по данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, 30% импортной мебели поставляется из Северной и Западной Европы (Италия, Швеция), 23% — из Китая, 14% — из Белоруссии.
Производство не без сервиса
Евгений Завьялов, руководитель представительства фабрики "Столплит" в Петербурге, к лидерам рынка, кроме IKEA, относит федеральных производителей "ТриЯ", "Любимый Дом", "Столплит" и местных "Сканд Мебель", "Первая мебельная". В структуре интернет–продаж, считает эксперт, однозначный лидер — гипермаркет Hoff. "Рынок онлайн–торговли растет, и традиционная розница постепенно превращается в "пункты лояльности" покупателей интернет–магазина, очень заметно перетекание заказов из традиционной розницы в онлайн, — рассказывает Завьялов. — В последние годы серьезно просел средний сегмент". Он добавляет, что в "Столплите" в лидеры вышли товары "первой цены" — самые дешевые, и эксперт считает, что та же самая ситуация характерна и для других участников рынка.
"В нашей компании доля интернет–продаж достигла 10%, и мы думаем, что она в этом году еще немного подрастет, — говорит Наталия Пекшева, гендиректор компании "Цвет Диванов". — Но люди предпочитают тех игроков, кто может предложить разные варианты продажи, и выбирают по ситуации. Выбор способа покупки во многом зависит от ценового сегмента, в целом люди редко покупают комплексно весь интерьер — это слишком дорого. И сначала они идут в ТЦ, а дальше многое зависит от грамотного продавца–консультанта. Интересно, что во второй раз клиент выбирает диван совсем не так, как в первый: он обращает внимание на то, как он раскладывается, на обивку и наполнители, особенности доставки".
Евгений Завьялов считает, что традиционное понятие "качество" для массового рынка отходит на второй план: у основных производителей оно примерно одинаковое — среднее для своего сегмента. В итоге производители, чтобы быть успешными, должны уметь работать еще и в сфере услуг. "На первое место после цены выходит сервис (доставка и сборка). Стоимость сервиса, сроки, качество работ по сборке", — заключает он.
Тем не менее крупные мебельные центры в Петербурге продолжают активно открываться: в ТРЦ "Питерленд" в декабре заработал гипермаркет сети Hoff, в начале марта 2018 года на Богатырском пр. открылся мебельный центр "Богатырь" на 67 тыс. м2, а в апреле ГК "О’Кей" откроет на ул. Савушкина интерьерный ТЦ Villa на 36,9 тыс. м2. Такие центры открывают в основном возле скоплений недавно построенных жилых комплексов, рассчитывая на новоселов.
В IKEA сообщают, что доля онлайн–продаж в российской компании пока составляет только 4%, а средний чек покупки — 10 тыс. рублей. "По первому показателю мы прогнозируем рост, а второй в большей степени зависит от рынка в целом", — говорят в компании.
“
В последние 5 лет средний чек падает, люди хотят найти за меньшие деньги лучшее качество. С точки зрения бизнеса мы видим на рынке консолидацию крупных компаний и уход компаний неэффективных. Отмечается снижение импорта. За 3 года доля импорта в рублевом эквиваленте снизилась на 60%, это дало шанс на развитие отечественных компаний. Появились новые технологические решения, к примеру мягкая мебель на металлическом каркасе. А лидеров на мебельном рынке лучше делить по направлениям: в корпусной мебели, в мягкой и т. д. — в каждом случае лидер будет свой.
Наталия Пекшева
генеральный директор компании "Цвет диванов"
“
Пока покупателю необходимо удостовериться в цвете, фактуре и удобстве товара в магазине. И мы наблюдаем целенаправленные посещения площадок, где есть возможность сравнить продукцию разных производителей. Но стало больше клиентов, которые после такого похода возвращаются домой без покупок, предпочитая оформить товар в Интернете. В этом плане интересен пример компании "Много мебели", которая открывает небольшие шоу–румы (70 м2) в разных районах, а по мере продаж расширяет их до 150 м2.
Алексей Попиков
управляющий ТЦ "Смайл"