Инвестиционные квоты в рыбопромысловой отрасли стимулируют обновление флота, судозаводы Петербурга и Ленобласти получили заказы почти на 130 млрд рублей и столкнулись с рядом трудностей при их исполнении.
Выделение инвестиционных квот в рыбопромысловой отрасли дало российским компаниям толчок к обновлению флота, а отечественные судозаводы получили возможность диверсифицировать портфель заказов. Контракты на новые траулеры и краболовы получили все крупные судозаводы Петербурга и Ленинградской области: Ленинградский судостроительный завод "Пелла", Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), Адмиралтейские верфи, Северная верфь. Общая сумма подписанных к началу 2018 года контрактов приблизилась к отметке 130 млрд рублей на ближайшие 6 лет. И это не предел. Опрошенные "ДП" судостроители рассчитывают на многократное увеличение портфеля заказов, но конкретизировать прогнозы не могут из–за неопределенности действия механизма инвестквот.
Еще участники рынка указывают на целый спектр сопутствующих сложностей — это и отсутствие опыта строительства современных рыбопромысловых судов на местных верфях, и отсутствие конкурентоспособных российских проектов. Основную массу законтрактованных и строящихся на верфях Северо–Запада заказов составляют суда по иностранным, но адаптированным проектам. Среди тех, чьи разработки используют российские судозаводы, — норвежские Cramaco AS и Skipsteknisk AS, а также исландская Nautic.
Заказы на перспективу
Больше всех заказов от рыбопромысловых компаний получил возглавляемый Александром Соловьевым ВСЗ. В начале марта завод заложил уже третий в серии из четырех траулер проекта КМТ01 (ST–118L–ATF) для АО "Архангельский траловый флот" (см. "Портфель заказов…").
Динамика размещения новых заказов на строительство рыбопромысловых судов будет зависеть от расширения и продления программы инвестиционных квот, подчеркивают на ВСЗ. Это может быть включение в нее новых видов водных биоресурсов или других мотивирующих к строительству новых судов положений.
В текущей редакции программы для Северного рыбопромыслового бассейна по состоянию на март 2018 года уже законтрактованы суда под полный объем выделенных инвестиционных квот (без учета краболовов, постановления по которым еще не вышли. — Ред.), поэтому новых заказов здесь не ожидается. В Дальневосточном бассейне для закрытия оставшихся объемов инвестиционных квот возможен заказ еще нескольких супертраулеров, в строительстве которых ВСЗ намерен принимать участие, но только при наличии свободных мощностей. В зависимости от окончательного решения по крабу на ВСЗ рассчитывают получить заказы еще на 10 краболовов.
Ленинградский судостроительный завод "Пелла" миллиардера Герберта Цатурова (268–е место в рейтинге "ДП", 1,3 млрд рублей) имеет в своем активе заказы на восемь морских промысловых судов, а в перспективе верфь собирается создать филиал на Дальнем Востоке под заказчиков из этого региона. Ранее представитель "Пеллы" сообщал "ДП", что на строительство нового завода потребуется 2 года и 2 млрд рублей. Необходимые средства "Пелла" планирует занять в Сбербанке, а Минвостокразвития субсидирует две трети процентной ставки.
Загружать новые мощности "Пелла" рассчитывает рыболовецкими заказами. Компания уже заключила с Ассоциацией добытчиков краба Дальнего Востока договоры о намерениях на строительство 20 судов (ярусников — судов, которые используют для ловли рыбы на крючки с наживкой, а также краболовов).
Последними в гонку за рыболовные контракты включились главные бенефициары государственного оборонного заказа в петербургском судостроении — Адмиралтейские верфи и Северная верфь. Планы по строительству новых рыболовных судов обе верфи не уточняют. Пока они аутсайдеры рыболовной гонки.
Технологические сложности
Основные трудности строительства рыболовных судов заключаются в новизне тематики: российские верфи впервые берутся за производство современных, оборудованных по последнему слову техники судов, оснащенных фабриками по переработке продукции полного цикла, говорят на судозаводах. Даже в советское время постройкой рыболовецких судов занималось лишь несколько верфей, и все они теперь расположены за пределами России.
Из–за этого возникает дефицит опыта в первую очередь в проектировании подобных судов или в адаптации лучших образцов зарубежных проектов под требования отечественных надзорных органов. Однако это, говорят на ВСЗ, характерно лишь для головных образцов — когда судно выходит в серию, число вопросов сокращается.
На "Пелле" отметили, что совместно с "Гипрорыбфлотом", Ассоциацией судостроителей и представительством Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов подготовили предложения по ускорению формирования программы обновления российского промыслового флота на период до 2025 года. На верфи рассчитывают, что программа будет завершена в первом полугодии текущего года.
При этом на судозаводе отмечают, что мотивационными элементами для заказчиков должны стать выделение средств из фонда утилизации промысловых судов, снижение кредитной нагрузки (не более 5–6% годовых), налоговые льготы и ряд других мер.
Бессмысленная затея
Еще одна сложность — отсутствие системы подготовки морских специалистов, в частности для Северного рыбопромыслового бассейна. О том, что подготовка кадров в Заполярье для рыбной промышленности вызывает опасение после перехода Мурманского государственного технического университета (МГТУ) из ведения Росрыболовства в Минобрнауки России, в середине марта сообщил генеральный директор ЗАО "Мурмансельдь–2" Юрий Задворный (один из заказчиков судов на "Пелле". — Ред.). По его словам, "на сегодняшний день почти полностью разрушена система подготовки кадров для рыбной промышленности в Мурманской области, особенно в высшем звене в связи с передачей МГТУ Министерству образования Российской Федерации", которое никогда не занималось подготовкой морских специалистов.
Юрий Задворный высказал мнение, что без новых кадров строительство промыслового флота теряет смысл: необходимо понимание, что суда будут обеспечены компетентным экипажем, а без кадров "новые корабли будут просто железяками, стоящими у причала".
“
Организация строительства конкурентоспособных — по цене, качеству и срокам изготовления — морских рыбопромысловых судов требует тщательной подготовки производства, квалифицированных рабочих и специалистов. Высокие требования по безопасности строящихся промысловых судов предъявляет Российский морской регистр судоходства. Как было отмечено на IV съезде рыбаков в феврале 2018 года, интенсивное обновление рыбопромыслового флота РФ в ближайшие 10 лет настоятельно необходимо, так как большая часть морских промысловых судов страны сильно изношены, их возраст составляет 26–40 лет и более.
Илья Вайсман
заместитель генерального директора "Пеллы"
“
В целях оптимизации процессов строительства рыбопромысловых судов ВСЗ заканчивает формирование программы модернизации верфи. Реализация программы запланирована на конец 2018 — начало 2019 года. К сожалению, в текущей ситуации на рынке мирового гражданского судостроения ввиду разницы в требованиях классификационных обществ разных стран, систем налогообложения, мер государственной поддержки и ряда прочих факторов представляется слабовероятной возможность конкуренции с иностранными заказчиками на внешних рынках, однако в будущем, после приобретения соответствующего опыта отечественными верфями, это вполне возможно.
Александр Соловьев
Генеральный Директор Всз