Госдума приняла во втором чтении законопроект о переходе на прямые договоры по оплате коммунальных услуг, призванный решить проблему с ростом долгов в ЖКХ. Управляющие компании, лишившись денежного потока, рискуют обанкротиться.
Исполняя требование президента РФ решить проблему с ростом долгов в ЖКХ, которое Владимир Путин высказал в декабре 2017 года, депутаты спешат к 1 апреля уложиться с принятием закона в целом. В итоге жильцы смогут отказаться перечислять плату за коммунальные услуги управляющим организациям (УО), заключая взамен договоры напрямую с ресурсоснабжающими. Впрочем, рост долга, который в Петербурге достиг 20 млрд рублей, от этого не остановится, говорят ресурсники. А вот управляющие компании, лишившись денежного потока, не смогут гасить накопившиеся ранее недоимки и рискуют обанкротиться.
Выпрямят не всех
Законопроект предусматривает, что собственники жилья могут отказаться от агента в лице УО и будут напрямую заключать договоры на поставку коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (РСО) и платить им. По замыслу Министерства строительства и ЖКХ РФ (автора законопроекта), это лишит управленцев возможности задерживать деньги, предназначенные для поставщиков ресурсов. Платежи граждан перестанут пропадать в недобросовестных УО, а монополисты будут сполна получать плату за свои услуги, и рост долга потребителей перед ними остановится.
Читайте также:
Итоги 2017 года
ЖКХ переходит от защиты к нападению
"Долг не всегда образуется по злому умыслу, очень велика доля ошибок в начислениях из-за недостаточной квалификации сотрудников УК, — утверждает зампредседателя жилищного комитета Петербурга Людмила Соловьева. — Бухгалтеры многих УК и ТСЖ до сих пор считают на счетах и не умеют работать с современными компьютерными программами".
Как показывает опыт тех монополистов, которые уже не первый год работают по прямым договорам, это не спасает от роста долгов. Например, совокупный долг потребителей Петербурга и Ленобласти перед АО "Петербургская сбытовая компания" (занимает 92% рынка электроснабжения Петербурга, обслуживает свыше 2,8 млн абонентов в городе) превышает 1 млрд рублей, причем 28% приходится на долю УО.
Кроме того, действие закона распространяется только на коммунальные ресурсы, поставляемые в квартиры. А за расходование ресурсов на общедомовые нужды (уборка, освещение лестниц, дворов и т. д.) граждане все равно будут платить управляющим компаниям, отмечают в ГУП "Водоканал СПб".
Денег будет меньше
Эксперты неоднозначно оценивают перспективы после введения прямых платежей. Во-первых, за решение о переходе на прямые договоры должно проголосовать большинство собственников на общем собрании. А убедить людей сделать это, да и вообще провести такое собрание, очень непросто, говорит депутат Госдумы Борис Гладких.
Во-вторых, на УО останутся долги за прежние годы. А денег через управленцев будет проходить ощутимо меньше: коммунальные платежи — это около 60% от общей суммы в квартплате. "Кто будет гасить эти долги? Если монополисты начнут их взыскивать, то большинство управляющих компаний обанкротятся, потому что денежного потока у них не будет и расплачиваться будет нечем", — поясняет глава СРО "Ассоциация управляющих и эксплуатационных компаний в сфере ЖКХ" Евгений Пургин.
В-третьих, сами РСО, которые много лет лоббировали введение прямых платежей, получат дополнительную статью расходов — им придется содержать штат сотрудников, которые будут вести расчет квартплаты. "Пока трудно сказать, сколько человек придется брать. Очевидно, что это сотни. Только на зарплату уйдет не меньше 200 млн рублей в год. Плюс их нужно будет где-то разместить, это значит — аренда помещения", — делится заботами сотрудник петербургской компании-монополиста.
Впрочем, переход на прямые платежи будет постепенным, поэтому участники рынка считают, что успеют разобраться с частью этих проблем.