"Метрострой" контролируют гендиректор компании Николай Александров (слева) и его отец Вадим Александров
00:0226 марта 201800:02
69099просмотров
00:0226 марта 2018
ФНС доначислят "Метрострою" 1,3 млрд рублей. На фоне убытков, понесенных им при строительстве ЛАЭС–2, стадиона и новых станций метро, удар может стать решающим. Спасать компанию, вероятно, придется Смольному, который взамен получит над ней контроль.
Как стало известно "ДП", налоговая инспекция провела в конце 2017 — начале 2018 года выездную налоговую проверку в ПАО "Метрострой", по результатам которой, по предварительным данным, доначислят компании недоимку по налогу на прибыль, НДС, а также пени и штрафы на общую сумму 1,3 млрд рублей. На фоне многочисленных проблем, которые накопились у компании, контролирующая ее семья миллиардера Вадима Александрова может отдать компанию в собственность Смольного — чего тот безуспешно добивался на протяжении многих лет (см. инфографику).
"Они (отец и сын Александровы. — Ред.) были психологически готовы на это еще пару лет назад, но до сих пор умело тянули время, — говорит один из источников "ДП", знакомый с ситуацией внутри компании. — Сейчас, когда клубок проблем стал критическим, они с легким сердцем передадут свои акции городу". Впрочем, уточняет собеседник "ДП", не исключено, что, передав акции, они останутся у руля, ведь Вадим Александров, передав пост гендиректора компании, стал советником губернатора Петербурга по вопросам строительства метро.
Вице–губернатор Петербурга Игорь Албин, курирующий в том числе инфраструктурный блок Смольного, в пятницу не отвечал на звонки. Но под вечер его представитель сообщил "ДП", что "Игорь Николаевич поручил КРТИ, КИО и комитету финансов направить запросы в компанию "Метрострой" и налоговые органы".
В соответствии с НК РФ
Как сообщили в ответ на редакционный запрос "ДП" в Управлении ФНС России по Петербургу, налоговая действительно провела выездную проверку, результаты которой доведены до руководства "Метростроя". Сумма возможной недоимки, выявленной в ходе проверочных мероприятий, не называется. Однако неофициально сразу несколько источников, знакомых с результатом проверки, подтвердили "ДП" именно вышеназванную сумму — 1,3 млрд рублей.
В "Метрострое" также не стали отрицать факт проверки, но поспешили отметить, что она не была чем–то экстраординарным для компании. Также там, похоже, намекнули, что, скорее всего, решение налоговой будет оспорено в судебном порядке.
Показательная порка
Примечательно, что еще прошлым летом "Метрострой" оказался втянут в другой налоговый скандал: инспекция доначислила около 1 млрд рублей недоимки пеней и штрафов АО "СМУ–11 Метрострой", крупному подрядчику строительства метрополитена. Эта компания формально не связана с ОАО "Метрострой", что неустанно подчеркивают в самом ОАО. По данным СПАРК, все 100% акций СМУ–11 принадлежат физлицам. Но гендиректор компании Андрей Морозов одновременно возглавляет АО "СМУ №11 Метростроя" — реальную "дочку" ОАО.
В ноябре 2017 года Андрей Морозов был арестован по уголовному делу об уклонении от налогов, он по сей день находится под домашним арестом. А налоговые претензии, оспорить которые в судебном порядке юристам СМУ–11 так и не удалось, привели к задержкам зарплат рабочим–метростроителям (в СМУ–11 их около 500 человек), которые в начале марта вышли на забастовку. Это привело к возбуждению в отношении Андрея Морозова еще одного уголовного дела — по ст. 145.1 УК РФ (невыплата зарплаты). А сама налоговая инспекция еще в сентябре 2017 года инициировала против СМУ–11 дело о несостоятельности. Наблюдение пока не введено — следующее заседание по рассмотрению обоснованности требования назначено на 6 апреля. Впрочем, юристы успокаивают: и в процедуре банкротства СМУ–11 сможет исполнить свои обязательства по строительству метро.
Мягкий вариант
Следует отметить, что изученные "ДП" факты позволяют сделать вывод: в отношении головного "Метростроя" будет использован более мягкий вариант воздействия. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ни полиция, ни следственный комитет не сопровождали налоговую инспекцию в ходе ее выездной проверки в ОАО (хотя к их присутствию на такого рода мероприятиях крупные налогоплательщики Петербурга давно привыкли и относятся по возможности философски). Более того, даже НК РФ предусматривает обязательную передачу материалов проверки в правоохранительные органы, если размер непогашенной недоимки у юрлица превышает 5 млн рублей. Как говорят участники юридического рынка, в современной практике вопрос о возможных налоговых нарушениях на такую сумму является основанием как минимум для доследственной проверки. "Если бы что–то такое было, нас бы обязательно позвали, — комментирует "ДП" источник в правоохранительных органах. — А нас не звали".
Семья подземных королей
"Метрострой" — монополист на рынке подземного строительства Петербурга. При этом лишь 46% акций компании принадлежат городу в лице КИО (21%) и ГУП "Петербургский метрополитен" (25%). Остальные акции сосредоточены в руках Вадима Александрова (13,62%), его сына Николая (24,23%) и у 2 тыс. физлиц (16,15%).
В последние годы Смольный предпринимал несколько попыток получить акционерный контроль над этой компанией, в портфеле которой сегодня сосредоточены инфраструктурные контракты на общую сумму около 120 млрд рублей. Атаки городских властей на позиции семьи Александровых начались еще в 2013 году. Тогда Смольный, только готовившийся осваивать десятки миллиардов рублей, забюджетированных на строительство петербургской подземки в преддверии мундиаля–2018, объявил о намерении собрать контрольный пакет акций "Метростроя". Чиновники инициировали допэмиссию, чтобы увеличить пакет города до 51%. Но Александровы заблокировали это решение. Жалобы города в Управление ЦБ по защите прав миноритариев ни к чему не привели: "Метрострой" успешно оспорил наложенный штраф в суде.
Теперь же собеседники "ДП" не исключают, что "мягкость" налоговой претензии к "Метрострою" связана именно с тем, что недоимка может быть погашена за счет давно желанной городом допэмиссии акций: в итоге семья Александровых вместе с контролем избавится от многочисленных проблем, накопившихся у компании, предоставив решать их Смольному.
Косвенно об этом может свидетельствовать и маневр Вадима Александрова, предпринятый летом 2017 года на фоне начала налогового скандала со СМУ–11: он передал полномочия гендиректора сыну Николаю, а сам перебрался в Смольный на должность советника губернатора.
Тогда же, кстати, сам Смольный в лице вице–губернатора Игоря Албина объявил о необходимости ухода от монополии "Метростроя" и развитии конкуренции в подземном строительстве.
Но, считают участники рынка, если Смольному все–таки придется за счет бюджета гасить миллиардную недоимку "Метростроя" по налогам, то он, получив контроль над компанией, скорее всего, быстро забудет об этих благих пожеланиях.
“
Налоговая инспекция проводит проверки финансовой деятельности ОАО "Метрострой" как исполнителя государственных контрактов регулярно, в ходе этих проверок иногда выносятся соответствующие решения и предписания. Все замечания мы отрабатываем. Когда налоговая инспекция выносит свои решения, мы их исполняем или оспариваем в суде. Но до тех пор, пока подобные решения не вынесены, у нас нет оснований для комментариев и транслирования своей позиции по этому вопросу.
Екатерина Гигиняк
начальник пресс–службы ПАО "Метрострой"
“
В ответ на ваш запрос сообщаю, что в отношении ОАО "Метрострой" была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. В ходе проверки должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции применялись формы и методы, предусмотренные главой 14 НК РФ. Акт проверки вручен налогоплательщику, решение по результатам проверки будет вынесено в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ в установленные законодательством сроки.
Алексей Терпигорев
заместитель руководителя Управления ФНС России по Петербургу
“
С момента вручения акта проверки у "Метростроя" есть месяц на представление возражений, затем инспекция вынесет решение. После этого у компании есть еще месяц на обжалование решения в УФНС по Петербургу. А уже после постановления УФНС возникнет право обжаловать его в суде. Тем временем инспекция сможет наложить обеспечение в виде запрета на отчуждение имущества, а при недостатке оного она может потребовать ареста текущих счетов.
Сергей Сосновский
руководитель налоговой практики "Пепеляев групп"