Президент Владимир Путин поддержал идею Минпромторга о создании укороченной версии самолета SSJ-100, он готов выделить на проект 85 млрд рублей, рассказали "Коммерсанту" источники в авиационной отрасли, а также в аппарате правительства и администрации президента.
По их словам, президент дал положительное заключение на письмо главы Минпромторга и председателя совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации Дениса Мантурова от 1 марта.
Два топ-менеджера предприятия авиапрома рассказали изданию, что идея создания укороченного SSJ-100 появилась на фоне спора о судьбу "Ту-334". Этот самолет разрабатывали с конца 1980-х годов, но так и не выпустили в серийное производство. Как отмечает издание, одновременно сохраняется потребность в обновлении парка "Як-40" и "Ту-134" у специального летного отряда (СЛО, сейчас используются по две такие машины) и военных (36 устаревших "Ту-134А" и "Ту-134А-3"). Ни СЛО, ни Минобороны не могут покупать SSJ-100 в стандартной комплектации из-за большого количества импортных комплектующих и сложностей с послепродажным обслуживанием, указывает издание.
Поэтому авиастроители, по его данным, предложили сократить количество кресел в SSJ-100 до 75, максимально заменить иностранные детали, а также внести изменения в крыло, фюзеляж, бортовой комплекс авионики. Помимо этого, обсуждается возможность замены двигателя самолета: вместо SaM146, производимого российским "ОДК-Сатурн" и французской Safran Aircraft Engines, самолет оснастят новым ПД-10 (тягой в 9 тонн). Один из собеседников издания уточнил, что сначала на самолеты будут устанавливать Sam146 при условии, что российские представители будут отслеживать во Франции процесс сборки горячей части двигателя. В ОДК издание заверили, что имеют "задел как для создания новой силовой установки, так и для модернизации существующей".
Издание пишет, что СЛО "Россия", обслуживающий президента, готов заказать десять новых самолетов на 35 млрд рублей. Еще 30 лайнеров может купить Минобороны. Кроме того, ГСС рассчитывает на частные заказы. Потребность российского рынка в таких самолетах в компании оценивают в 200-300 штук, а за рубежом — около 3 тыс. По словам двух источников издания, переговоры о покупке 75 укороченных SSJ100 ведет совладелец S7 Владислав Филев. В S7 подтвердили интерес к самолету, сказав, что компания "активно работает над техническим заданием".
ГСС рассчитывает выпустить новую версию SSJ100 в 2022-2023 году. Однако собеседники издания в авиапроме назвали такие планы слишком оптимистичными, заметив, что только на разработку документации и строительство опытных образцов потребуется не менее 8 лет.