Под Петербургом назревает скандал, подобный тому, что уже разгорелся в Волоколамске. ЗАО "Промотходы", управляющее полигоном Северная Самарка, хочет вложить в модернизацию объекта 400 млн рублей. Но жители соседних населенных пунктов требуют закрыть свалку.
Дачники поселка Северная Самарка Всеволожского района на волне шумихи вокруг подмосковных свалок требуют закрытия расположенного по соседству с их домами одноименного мусорного полигона, исчерпавшего свой ресурс. Но управляющая компания ЗАО "Промотходы", основным владельцем которой является Юрий Лихачев, планирует инвестировать 300–400 млн рублей во вторую очередь полигона, что удвоит его мощность. Сейчас высота мусорной горы уже превысила 30 м. Проект проходит государственную экологическую экспертизу. Независимые экологи полагают, что продолжение деятельности полигона может обернуться экологической катастрофой, более серьезной, чем под Волоколамском.
Однако власти Петербурга и Ленобласти бездействуют, ссылаясь на новый закон РФ об обращении с отходами, и утверждают, что эти вопросы находятся в ведении федеральных властей.
Мусорную проблему в каждом регионе с 2019 года должен решать единый оператор. Смольный уже выбрал своего оператора — им стало принадлежащее городу ГУП "МПБО–2". Но арбитражный суд приостановил заключение соглашения, пока не выяснит, законным ли был конкурс.
Ах, Самарка–мусорок
Пока реформа мусорной отрасли привела к тому, что проблема с утилизацией твердых коммунальных отходов (ТКО) только обострилась: мусора становится больше, а мест для его захоронения меньше. Еще в 2012 году правительство города разработало "Региональную целевую программу по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт–Петербурге на период 2012–2020 годов". По ней к 2017 году предполагалось открыть два новых полигона и построить четыре мусороперерабатывающих завода общей мощностью 2,1 млн т мусора в год, чтобы довести переработку мусора до 85% к 2018 году. Но ничего не было сделано: почти 90% отходов до сих пор захоранивается.
Ситуация даже ухудшилась: в 2013 году закрылся один из двух крупнейших городских полигонов — Южный на Волхонском шоссе, а в 2017–м прекратил прием отходов и второй мусорный гигант — Новоселки на севере мегаполиса (см. "Основные площадки…").
Возник острый дефицит мест для захоронения отходов — 1,2 млн т в год. Часть из них повезли на свалки, не предназначенные для складирования ТКО, например на полигон Северная Самарка, который с момента основания в 1971 году предназначался только для захоронения строительных отходов, а теперь из–за стремительного роста ТКО нуждается в модернизации, так как ресурс полигона на пределе.
Санитарная зона
Представитель ЗАО "Промотходы" Василий Быков заверил, что в проекте модернизации полигона речь не идет о расширении, границы не изменятся, предусматривается лишь модернизация объекта общей стоимостью 300–400 млн рублей. "Мы просто закроем первую карту (место сбора отходов на полигоне. — Ред.) и запустим вторую, предусмотренную проектом. Она меньшей площади. Высота полигона не увеличится. Сейчас допустимая проектом высота — 48 м, а по факту она около 37 м. Причем мы планируем наладить сортировку мусора и его переработку путем пиролиза (термическое разложение органических и многих неорганических соединений. — Ред.)", — поясняет Василий Быков. Он добавляет, что под влиянием общественных слушаний в проект вносятся дополнения, учитывающие мнения жителей садоводства, расположенного в 180 м от полигона. Как они оказались в пределах санитарной зоны полигона (500 м) с разрешения региональных властей — это отдельная история.
Сейчас жители садоводства заказали независимую экологическую экспертизу. "На данный момент управляющая полигоном компания не предоставила нам проектную документацию. Поэтому не могу утверждать, можно там что–то строить или нельзя", — поясняет Александр Карпов, руководитель Центра экспертиз "ЭКОМ", который проводит экспертизу.
Впрочем, другие экологи на условиях анонимности отмечают, что вторая площадка полигона якобы расположена на заболоченной, водопроницаемой территории и сделать там гидроизоляцию невозможно, а следовательно, нельзя захоранивать бытовые отходы, которые могут содержать опасные вещества, например ртуть из энергосберегающих ламп и т. п.
Представительница инициативной группы жителей садоводства Мария Подвигина сообщила "ДП", что ранее проводились независимые экспертизы, которые выявили превышение предельной концентрации некоторых вредных веществ в воде и почве.
"Не исключаю, что превышение по органике — это результат отсутствия полноценной канализации в садоводстве. Там же сточные воды идут в канавы. Это они не считают загрязнением окружающей среды?" — интересуется Василий Быков.
Чрезвычайно опасный
Претензии к Северной Самарке возникают не только у садоводов, но и у природоохранных ведомств. Полигон закрывали, но он начинал работать снова, так как альтернативы по утилизации отходов не появилось. Так, в 2013 году Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура выявила нарушения в деятельности ЗАО "Промотходы": концентрация вредных веществ в пробах грунта, взятых рядом с полигоном, в разы превышала предельно допустимые нормы. Почва по химическим показателям была признана "чрезвычайно опасной", и прокуратура возбудила уголовное дело по факту порчи земли (ч. 1 ст. 254 УК РФ).
В 2015 году прокуратура подала иск в суд, требуя, чтобы ЗАО "Промотходы" устранило нарушения, связанные с загрязнением грунтовых вод. А Росприроднадзор оштрафовал компанию на 173 тыс. рублей. В сентябре 2017 года Управление Роспотребнадзора по Ленобласти оштрафовало ЗАО "Промотходы" на 10 тыс. рублей за нарушения при приеме и складировании отходов.
Выход есть
Петербург ежегодно образует 1,8 млн т коммунальных отходов. Причем только половина из них, по признанию региональных властей, попадает на легальные полигоны, а остальное сваливается в леса, в котлованы стройплощадок.
С мусорной проблемой сталкиваются все страны, и один из способов ее решения — строительство заводов по сортировке и утилизации мусора, когда из отходов добывается вторсырье, а остальное уничтожается. В Петербурге было заявлено несколько таких проектов. Один из них планирует реализовать в Левашово греческий холдинг Ellactor. До конца года компания планирует начать строительство у полигона Новоселки. "На Кипре через 2 года после того, как мы запустили мусороперерабатывающий завод, были закрыты все свалки в радиусе 200 км. На Кипре были большие проблемы с мусором — в каждой деревне была своя свалка. Так что Евросоюз ежегодно штрафовал Кипр из–за этих свалок. Морфология мусора в Петербурге и на Кипре похожа. И там и там отходы поступают на завод несортированными", — говорит представитель компании Симос Панагиотидис.
Подробнее о данном проекте см. "Греческий рецепт".
Авторы: Александр Сологуб, Ольга
Мягченко
, Надежда Фёдорова