Прошел год после теракта в петербургском метро. За это время было заключено контрактов на улучшение систем безопасности более чем на 1 млрд рублей. Но план, как сделать все станции метро безопасными, еще не готов.
Год назад, 3 апреля, на перегоне между станциями метро "Сенная площадь" и "Технологический институт" прогремел взрыв, в результате которого погибли 16 человек, в том числе террорист. Более 100 человек пострадали.
За год, прошедший с момента трагедии, на безопасность подземки было выделено более 1 млрд рублей. "ДП" изучил закупки ГУП "Петербургский метрополитен", чтобы понять, что изменилось в обеспечении безопасности метро и кто работает над усилением мер контроля в подземке.
Человеческий фактор
И до теракта в апреле 2017 года в петербургском метро на безопасность выделялись средства: с 2010 по начало 2017 года было потрачено более 2,5 млрд рублей из городского и федерального бюджетов. В метро за эти годы появились рамки–металлодетекторы, видеокамеры, детекторы радиации и т. п. После прошлогоднего теракта меры безопасности пересмотрели и усилили еще больше.
На второй день после взрыва, 5 апреля, премьер–министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства об установлении мер безопасности в метро. Почти месяц в петербургской подземке шла проверка Ространснадзора. Ведомство выявило 18 нарушений, признав все станции метро в городе небезопасными. Оказалось, что как раз требованиям, прописанным в постановлении, подземка и не соответствует.
Весь год ГУП "Петербургский метрополитен" пыталось исправить ситуацию, увеличивая штат людей, отвечающих за безопасность, и улучшая технические средства.
Так, по данным ГУП, было создано подразделение по обеспечению транспортной безопасности, в которое вошли служба собственной безопасности и группы быстрого реагирования. Число людей, которые состоят в этом подразделении, в пресс–службе петербургского метро уточнить не смогли. Но, согласно сайту госзакупок, в 2017–2018 годах должны пройти курсы по повышению квалификации 759 работников, осуществляющих досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности. Это обучение обошлось метрополитену в 300 тыс. рублей. Кроме того, метрополитен заключил контракт с ФРГУ "Охрана Росгвардии" на 333 тыс. рублей на услуги по экстренному выезду наряда охраны по вызову с помощью кнопки тревожной сигнализации.
Умное наблюдение
После взрыва метрополитен купил только три новые рамки–металлодетекторы по 241 тыс. рублей за штуку у АО "СНТ". В основном закупали видеокамеры. Самый большой контракт, касающийся безопасности метро, за прошедший год получила компания "МаксимаТелеком–СЗ" — "дочка" компании "МаксимаТелеком". До этого компания не была замечена в подобных контрактах, ее основная специализация — "раздавать" пассажирам бесплатный Интернет. Теперь же "МаксимаТелеком" за 719,2 млн рублей обеспечит безопасность вентиляционных шахт станций с 1 мая 2018 года по конец 2022 года. Для этого нужно будет установить в шахтах всех линий метро тревожную сигнализацию, камеры видеонаблюдения и т. п.
Также в прошлом году "МаксимаТелеком" подписала соглашение о сотрудничестве с петербургской подземкой — стороны планируют вместе изучать пассажиропотоки и создавать системы информирования людей. В компании пока не комментируют работы ни по этому соглашению, ни по контракту за наблюдением за шахтами.
С апреля 2017 года семь контрактов, связанных с безопасностью, общей стоимостью 175,6 млн рублей получило АО "Аспект Северо–Запад". В этой компании 51% принадлежит московскому ЗАО "НПЦ "Аспект", которое поставляет датчики радиации в московское метро. В петербургской подземке "Аспект Северо–Запад" занимается поставками и техобслуживанием систем интеллектуального видеонаблюдения (контракты почти на 150 млн рублей за прошедший год), проводит техническое обслуживание аппаратуры радиационного контроля и т. п. Компания сотрудничает с метро не первый год, за 2015–2016 годы она получила контрактов на 344,6 млн рублей.
Интеллектуальное видеонаблюдение отличается от обычных камер тем, что должно уметь различать лица пассажиров и сравнивать их с лицами разыскиваемых преступников. Эту систему начали внедрять в подземке еще в 2014 году.
Параллельно с умным видеонаблюдением продолжают устанавливать и обычные камеры. На них с апреля прошлого года было потрачено более 50 млн рублей.
Кроме того, в прошлом году метрополитен закупил программу ситуационной видеоаналитики за 23 млн рублей — эта система должна позволить анализировать видео по разным параметрам с помощью "компьютерного зрения" без участия человека.
Замена камер в метро — это бесконечный процесс, говорят эксперты. "Физически видеокамеры устаревают за 5–8 лет, но морально уже за 1–1,5 года. Камеры совершенствуются, распознают лица, но совершенствуют свои методы и злоумышленники", — рассуждает генеральный директор компании "Рустелеком" Юрий Брюквин.
Планы на будущее
Апрельское постановление правительства предписывает разработать планы безопасности для каждого объекта метро — то есть станций, перегонов, электродепо и отдельных зданий метрополитена. В Петербурге 147 таких "категорированных объектов". АО "НПП "Иста–системс" получило контракты, по которым должно оценить их уязвимость, а затем разработать планы обеспечения транспортной безопасности этих объектов. По контракту эти планы будут готовы к августу 2018 года. Кстати, "Иста–системс" получила подобные контракты и в московском метро.