Владельцы аптек "Родник здоровья" и "ЛекОптТорг" инвестируют 45 млн рублей в развитие нового для себя формата магазинов–дискаунтеров по продаже оптики "ОптикГуру".
Объединенная компания "Родник здоровья & ЛекОптТорг" начала развивать сеть оптик "ОптикГуру". Как рассказал Михаил Середа, гендиректор ООО "ОптикГуру", первая оптика начала работу в июле, сейчас сеть насчитывает пять магазинов, средняя площадь каждого — 50 м2.
Компания намерена открыть 15 новых оптик в этом году, если подходящих мест будет больше, то плановое количество может быть пересмотрено. "Потенциально Петербург и Ленобласть могут вместить еще 40–50 оптик", — говорит Михаил Середа. Объем вложений в одну оптику составляет в среднем 3 млн рублей, плановый срок окупаемости — 2 года. На вопрос о возможном выходе сети в другие регионы Михаил Середа ответил, что в дальнейшем будет рассматриваться возможность развития по системе франчайзинга.
Ставка на доступность
Отделы оптики есть во многих аптеках "ЛекОптТорг" и "Родник здоровья". "Однако их площадь не позволяет разместить услугу по диагностике зрения, а она — драйвер роста продаж, — говорит Михаил Середа. — Кроме того, оптический бизнес обладает большей маржинальностью и меньшей сезонностью, чем аптеки".
В части объектов, где помещение аптеки и оптики удалось разместить рядом, магазины оптики получают дополнительный синергетический эффект от трафика аптеки, отмечает он.
Сеть "ОптикГуру" делает ставку на формат дискаунтера.
"Конкуренты используют традиционную систему продаж, предлагая отдельно оправы, очковые линзы и услугу по изготовлению. В результате потребитель часто разочаровывается, так как стоимость заказа оказывается довольно высокой", — говорит Михаил Середа.
Превентивный формат
Объединенная компания "Родник здоровья & ЛекОптТорг" занимает второе место в рейтинге крупнейших игроков на местном аптечном рынке.
Осенью прошлого года владельцы петербургской сети "Родник здоровья & ЛекОптТорг" Назим Рамазанов и Анна Рубайло договорились об объединении с мурманской сетью "Аптека для бережливых".
Доля объединенной компании "Родник здоровья" / "Аптека для бережливых" (96 аптек) на рынке Петербурга по итогам 2017 года составила 7,8%, подсчитали в RNC Pharma. Компания планирует усиливать позиции на местном аптечном рынке через сделки по слиянию и поглощению.
Диверсификация — не редкость на фармрынке. Недавно ГК "Эркафарм" заявила о планах открыть 10 магазинов в новом для себя формате дрогери (косметические товары и бытовая химия). "Ситуация с выручкой у большинства аптек, к сожалению, далека от идеала. Рынок стагнирует. Если разрешат продажи лекарств в супермаркетах, ситуация ухудшится, так что собственники аптечных сетей ищут запасные варианты", — говорит Николай Беспалов, коммерческий директор RNC Pharma.
Ближе к очкарикам
Сегмент недорогих оптик мало развит в Петербурге. Хотя, по данным "2ГИС", в городе работает около 900 салонов оптики, лидируют на рынке сети, работающие в среднем и высоком ценовом сегменте. Так, сети "Невская оптика" и "Вижен Сервис" (принадлежат компании "Невская Оптика Холдинг") насчитывают 40 салонов, "Счастливый взгляд" — 65 салонов. Однако с 2016 года компания "Счастливый взгляд" развивает и оптики демократичного формата под брендом "СмартОптик", преимущественно по франчайзингу и в других городах.
"Большинство оптик работают в ценовом сегменте выше среднего, ассортимент качественных и недорогих оправ невелик, либо оптики с таким ассортиментом труднодоступны. Идея приблизить такие магазины к потребителю абсолютно правильная", — говорит Николай Беспалов. Он подчеркивает, что и объем инвестиций, и срок окупаемости у "ОптикГуру" будут ниже, чем у сопоставимых по площади аптек.