Из–за внешнеполитических проблем застопорилось введение безвизового режима для авиапассажиров. Без этого создание петербургского круизного оператора теряет смысл.
Планы создания собственной круизной компании на базе порта "Морской фасад" Смольный вынашивает не первый год. По словам гендиректора АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург "Морской фасад" (ППМФ) Вадима Каширина, к 2019 году планируется купить первое судно для открытия круизной линии. На его приобретение потребуется 110–120 млн евро. Финансировать покупку город будет совместно с частными инвесторами, с которыми сейчас ведутся переговоры, отметил Вадим Каширин, не уточнив, что это за инвесторы. Ранее чиновники Смольного предполагали, что инвестором проекта выступит банк ВТБ или Сбербанк. По информации главы комитета по развитию туризма Петербурга Андрея Мушкарева, всего будет приобретено пять таких судов возрастом не старше 5 лет.
В 2019 году также откроется грузопассажирский пункт пропуска в ППМФ (сейчас порт может принимать только пассажирские паромы), чтобы пор мог обрабатывать прибывающие на паромах грузовые трейлеры. Это позволит увеличить судоходность порта, продлить сезон его работы и привлечь новых паромных операторов. В реконструкцию пункта пропуска город вложит 460 млн рублей.
Для подготовки к созданию круизной компании Смольный направил в правительство РФ, Госдуму РФ и Законодательное собрание Петербурга несколько законодательных инициатив. Это законопроекты об упрощении таможенного досмотра для туристов, прибывающих в Петербург морем, а убывающих самолетом и наоборот; о введении безвизового режима для авиапассажиров — по аналогии с 72-часовым безвизовым режимом для круизных туристов; а также об отмене налога на имущество на 5 лет для операторов морских терминалов (эта льгота действует в Петербурге для только до 1 января 2020 года).
Если безвизовый режим распространится на авиапассажиров, то Петербург станет не транзитным пунктом для иностранных туристов, как сейчас, а точкой, из которой они будут начинать свое путешествие, поясняет Вадим Каширин. Гости будут прибывать в город самолетом, а продолжать путешествие на пароме или круизном лайнере, и тогда среднее время пребывания туристов в Петербурге вырастет с двух до четырех дней, говорит он. Это дополнительные доходы для городского бюджета, так как каждый турист в день тратит в Петербурге около $200.
С петербургским парламентом удастся договориться, полагает Каширин, а вот федеральные власти не идут навстречу. Внесенный еще в 2013 году законопроект о безвизовом режиме Госдума приняла в первом чтении, но в январе 2018-го отклонила по просьбе Правительства РФ — оно объяснило это антитеррористическими соображениями.
«Есть опасение, что из-за последних политических событий этот закон заморозят», — сетует Каширин, имея в виду конфликт России с США и ЕС по высылке дипломатов.
Эти события могут свести к нулю смысл создания круизного оператора, считает начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания «ЛМС» Дмитрий Кумановский. Спрос на круизы среди россиян сдержанный, поэтому из Петербурга с прошлого года ходит только один паром. Второй лайнер, курсировавший в Хельсинки 6 лет, покинул наш город. Создавать круизного оператора имеет смысл только для иностранных туристов, говорит Кумановский. Да и для них Балтика не так привлекательна, как, например, Средиземноморье, где можно устраивать месячные туры с посещением нескольких стран.
К тому же Петербург не очень удобен для судозаходов: корабль может застрять в порту из-за шторма, так как закроются судопропускные сооружения дамбы, отмечает эксперт. Так что если город не получит безвизовый режим для авиапассажиров, круизы из Петербурга не будут особо популярными у иностранных туристов.