Эмин Рустамов, генеральный директор ГК Concept Group, занимающейся продажей одежды с оборотом более 10 млрд рублей в год, рассказал о планах компании войти в пятерку лидеров отрасли, о влиянии Интернета на продажи, о собственных Олимпийских играх и о том, к чему готовиться участникам одежного ретейла в ближайшее время.
Эмин, вы год возглавляете компанию, которая досталась вам с убытком по итогам 2016 года. С чем был связан тот провал и каковы итоги 2017 года?
— В 2016 году было несколько факторов, повлиявших на финансовые показатели. Чисто операционные внутренние проблемы, связанные с переходом на новое программное обеспечение и обработкой новых логистических путей, вызвали простой по отгрузкам и задержку поступления сезонного товара партнерам и в собственные магазины.
А вот 2017 год стал временем повышения операционной эффективности бизнеса, мы существенно приросли по выручке, показали положительную EBITDA. Мы пока сводим окончательные цифры. Думаю, наши показатели за 2017 год могли быть еще лучше, но немного подвели погодные условия. Весна и лето были холодными. Тепло пришло только в середине июня, что сказалось на продажах весенне–летнего ассортимента. Во второй половине года мы сделали принципиально новую коллекцию сезона осень–зима, которая оказалась удачной. Ее разработала новый дизайнер бренда Юлия Маршалова.
У кого перекупали дизайнера?
— У конкурентов, не буду называть у кого. Знаете, в фильме "Дьявол носит Prada", который мне очень нравится, есть такой эпизод. Когда пытались сместить главного редактора, она показала владельцу компании список дизайнеров и фотографов, которые уйдут вместе с ней. В результате весь бизнес должен был остановиться. Как и в моде, в ретейле очень важна команда. Сегодня наши дизайнеры создают коллекции 2019 года, а мы с вами находимся в начале 2018–го. И если сегодня мы все делаем правильно, то через год будем пожинать плоды.
Где вы отшиваете коллекции?
— Примерно 75% отшивается в Китае, 25% приходится на Индию, Бангладеш, Пакистан. Турцию обкатывали в прошлом году первый раз и остались довольны результатом. В этом году начали сотрудничать и с российскими производителями. Дело в том, что Китай как основной мировой производитель перестает быть дешевым ввиду ужесточения законодательных мер, обновления парка оборудования и роста зарплат. Индия и Бангладеш становятся более привлекательными с точки зрения цен, но им еще нужно время, чтобы достичь уровня качества производства как в Китае.
До прихода в эту компанию вы работали в продуктовом ретейле. Тяжело было перестраиваться?
— Да, было непросто. Хотя, работая в "Ашане", я занимался в том числе базовым текстилем, но мода — совсем другое направление. Кроме того, мы не только ретейлер, Concept — производитель, а это совсем другой бизнес.
Каковы стратегические цели компании?
— Войти в топ–5 игроков на российском рынке одежды, работая в средней ценовой категории на базе собственного контента во всех основных каналах продаж. Мы также стремимся к тому, чтобы наши бренды — Acoola, Concept Club и InfinityLingerie — заняли лидирующие позиции в своих сегментах рынка. У меня сейчас две основные задачи — привести в порядок операционный бизнес, чтобы компания стала более устойчивой и прибыльной, и построить стратегический бестселлер: увеличить продажи в несколько раз через несколько лет.
Чтобы войти в топ–5 игроков, вам надо увеличить выручку в 4 раза (в 2016 году она составила 10 млрд рублей. — Ред.). Какие планы по открытиям?
— В 2018 году мы планируем открыть не менее 60 новых магазинов. У нас три двигателя — розница, опт и франчайзинг. Хорошо бы, чтобы все три работали на полную мощность. Но, если в одном происходит сбой, мы знаем, что за счет двух других мы можем продолжить полет. Наша сильная сторона в том, что мы диверсифицированная компания.
Вам придется конкурировать с Zara и H&M, которые занимают лидирующие позиции в России.
— Мы не боимся конкуренции с большими игроками. У нас есть хороший пример в продуктовом ретейле, куда в свое время зашли большие западные игроки, такие как "Ашан" и Metro, но тем не менее через 10 лет российские розничные сети стали лидерами рынка. По крайней мере, лидерство не постоянная вещь. Например, Х5, потеряв его, смогла вернуть позиции через несколько лет. Или взять спорт, у нас же нет одних и тех же чемпионов: каждая Олимпиада — новый чемпион. Мы сейчас готовимся к тому, чтобы через 4 года стать чемпионами в отрасли. Думаю, у нас есть предпосылки для этого.
Недавно вы открыли по одному магазину Acoola в Азербайджане и Армении. Чем вас привлекли эти рынки?
— С учетом традиционно высоких показателей рождаемости рынки этих стран очень перспективны. Думаю, в этом году откроем там еще пару магазинов. Мы также недавно открыли два магазина Acoola в Индии. В проработке запуск торговли еще в нескольких странах СНГ. Активная географическая экспансия как в России, так и в СНГ за счет собственной розницы и партнерства с франчайзи — один из важных элементов нашей стратегии развития. Планируем развиваться в этом направлении и дальше.
Что с интернет–продажами?
— Доля продаж в общей выручке группы — 7–8% с учетом агрегаторов (Wildberries, LaModa, OZON, Mamsy). Сейчас ведем переговоры с AliExpress. Мы собираемся инвестировать в развитие интернет–продаж, с тем чтобы этот канал занимал все большую долю в нашей выручке. Это подразумевает в том числе разработку нового мобильного приложения, создание собственной CRM–платформы для оптимизации оптовых продаж, а также организацию виртуальных примерочных.
В целом мы хотим создать омниканальную структуру продаж в нашей сети в ближайшем будущем.
Что будет происходить с одежным рынком в ближайшее время?
— Конкуренция на этом рынке будет усиливаться, а приоритетность фактора цены для покупателей будет основополагающей. Потребитель будет посещать всех игроков в поисках оптимального соотношения цена / качество и голосовать рублем. Людям тяжело делать выбор, они ищут индивидуальность. Главное, чтобы мы попали в точку.